|
Trailer Pool (пул трейлеров)
Trailer Pool (пул трейлеров) - американская технология, когда прицепы сами по себе, а тягачи сами по себе, но все вместе входят в один пул. Т.е. пул - это объединенный резерв - общий котел между несколькими перевозчиками, хотя бывает и у одного крупного, короче, соглашение картельного типа между конкурентами… Нужно отметить, что Trailer Pool, крайне удобная и выгодная система: - нужен большой или маленький (специальный, низкорамный и т.д.) - появляется возможность с максимальной эффективностью использовать грузовые объемы (заполняемость); - пока один прицеп грузится и оформляется, тягач цепляет другой и уходит в рейс. По загрузке прицепа подается другой тягач и тоже уходит в рейс, ну и т.д. И это самое главное - простаивает под погрузкой (оформлением) только прицеп, а не связка "прицеп - тягач". Примечание. Полуприцепы и прицепы естественно в один пул еще могут войти, а вот седельные тягачи и бортовые с трудом-с…
Возможно несколько основных вариантов организации системы Trailer Pool: 1. Некая экспедиторская фирма владеет прицепами. А хозяева тягачей (чаще всего и водители по совместительству) оказывают ей услугу не по перевозке груза, а по транспортировке загруженного прицепа. Хозяева тягачей несут ответственность только за сохранность самого прицепа и пломбы и то только перед тем самим экспедитором – владельцем прицепа. А за груз перед грузовладельцем отвечает экспедитор. И он же присылает своего представителя на загрузку и разгрузку.
2. Несколько транспортных компаний объединяются в "картель" и имеют к примеру 100 тягачей 200 прицепов (соотношение зависит от соотношения времени простоя к времени прогона) и совместными усилиями с единым диспетчерским центром выполняют общий объем работ. Опять же за груз перед грузовладельцем отвечает экспедитор, а не водитель, который даже не присутствует при приеме-сдаче груза. Ну, а потом пытаются поделить доходы…
3. Третий, наиболее "возможный в нашей деревне" вариант - это когда и прицепы, и тягачи принадлежат одному владельцу. Такой экспедитор, как правило, имеет в своем распоряжении более крупный парк прицепов, а потому обладает большей гибкостью в удовлетворении потребностей клиентов. Все остальное – то же самое, что и в варианте №2. Почему "наиболее возможный"? Дело в том, что согласно законодательства РФ на транспортное средство необходимо наличие у водителя нескольких документов, в т.ч. ПТС, в котором указывается владелец ТС и путевой лист, выписанный владельцем ТС. Если ТС, а прицеп тоже является ТС, не принадлежит перевозчику, то необходим оригинал договора, на основании которого перевозчик распоряжается этим прицепом. Теоретически можно снабдить каждого водителя – участника данного пула комплектом договоров, и тогда можно будет использовать и второй вариант. Вся проблема в том, что водитель получает прицеп не на территории автокомбината, а на территории заказчика (клиента) и хорошо, если это в одном городе, а если нет… Во всех вариантах на прицеп необходимо прикрепить маленький сейф с кучей одинаковых ключей для передачи от водителя к водителю ПТС и страховки на прицеп, и главное, чтоб водитель не забыл по окончании рейса положить все на место. А вопрос передачи материальной ответственности за груз перед грузовладельцем благополучно решается привлечением сюрвейерских компаний.
4. Четвертый вариант, используемый довольно часто - это когда перевозчик негабаритов имеет на один тягач несколько прицепов, причем разных. В этом варианте прицеп простаивает не для сокращения затрат на простоях, а в силу специфики перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов и неравномерности наличия заказов. Но здесь все просто, я имею в виду - с оформлением, а простои компенсируются увеличенной ставкой. Специфика.
Что касается международных перевозок. В "досовковые" годы советская власть активно использовала данный метод. По Европе колесили "проверенные" водители, а после границы за ними "дотаскивали" другие. В настоящее время на международных перевозках существует определенная трудность с "заменой тягача при доставке по МДП" и взаимоотношениями с таможней, но при наличии "определенных договоренностей" и (или) "своего поста" можно решить и эту проблему. О юридическом аспекте "замены тягача" можно посмотреть тут:
В заключении, нужно отметить, что система Trailer Pool (пул трейлеров) приносит существенную прибыль (экономию логистических затрат), когда: - междугородняя перевозка грузов осуществляется внутри предприятия, что позволяет с одной стороны существенно сократить транспортные издержки и с другой стороны без особых затрат решить вопрос с передачей материальной ответственности; - когда перевозки осуществляются на частой, регулярной основе и по постоянным маршрутам; - ну и конечно в тех случаях когда часть пути автопоезду приходится преодолевать на железнодорожных платформах; - когда существует развитая и обширная инфраструктура системы "Trailer Pool"; - в свете последних изменений правительства г. Москвы "Trailer Pool" будет основной системой организации грузоперевозок.
Владислав Артамонов декабрь 2005 г.
|