|
Лошадь сдохла – слезь!
Решения, которые предлагает Минтранс, наводят на мысль что у чиновников кроме запрещений, больше ничего в запасе нет.
Проблема создания четких и прозрачных правил в области перевозок грузов стоит как нельзя остро. Особенно в области автоперевозок грузов и, в первую очередь, тяжеловесов. Само по себе появление Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1004-р (Опубликовано в "РБГ" 5 июля 2011 г.) свидетельствует о том, что власть в курсе назревших и, можно даже сказать, перезревших проблем в данной области. Но вот само содержание документа оставляет впечатление, что там наверху пытаются усидеть на двух стульях. Чиновники понимают, что грузы возить все-таки нужно, но кормушки лишаться очень не хочется.
Перевозка тяжеловесных грузов – одна из таких кормушек. Чиновники изо всех сил цепляются за свое право выдавать специальные разрешения даже на незначительные превышения полной массы и (или) осевых нагрузок. Почему при перевозке сверхнормативного (даже если превышение будет 50%) багажа ни одной авиакомпании не приходит в голову требовать от пассажира, скажем так недельки за две до вылета, получить пресловутое разрешение, а потом еще требовать дополнительной оплаты? Зачем за это "право" так цепляются дорожные чиновники и контролирующие органы, даже если превышение всего-то на 3%? Почему в авиакомпаниях перевозка багажа сверх норматива это дополнительный заработок самой авиакомпании, а у бюрократа дополнительный заработок от проблем, причем созданных им же, при выдаче этого самого пресловутого и очень специального разрешения? Ответ и решение лежат на поверхности: если превышение незначительное, например от 2 до 20 процентов от полной массы и (или) осевых нагрузок, – заплатил и езжай (лети) спокойно, безо всяких там специальных разрешений и величайших дозволений. А вот для проектных перевозок, когда массы существенно превышают допустимую норму, необходимо согласование и соответственно специальное разрешение. Кстати у Минтранса есть проект Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий взыскание штрафов за нарушение правил перевозок тяжеловесных грузов, определяемых по прогрессивной шкале в зависимости от величины превышения разрешенной максимальной массы или нагрузки на ось. Только из его первых двух пунктов статьи 12.21.1 нужно убрать упоминание о специальных разрешениях и заменить на "перевозку без оплаты возмещения вреда", а саму оплату сделать уведомительной. О программе организации весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах (Раздел I плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций) нужно говорить в комплексе с установлением адекватного размера вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства. Существующие суммы официальной оплаты приводят к тому, что перевозка даже с незначительным превышением становится нецелесообразной, особенно в период временных ограничений, а товар получается неконкурентоспособным. В этот период размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства рассчитывается по последнему столбцу таблицы 2 Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. N 934. Но так как суммы там астрономические, то никто покупать специальных разрешений не будет, а будут просто платить взятки на постах весового контроля. Временных ограничений у нас уже почти половина года – весенние, летние и т.д. Росавтодор делает все, чтобы повысить благосостояние своих придорожных чиновников и выдать им очередную кормушку. Тяжеловесы уйдут в тень. О введении единого сертификата взвешивания транспортных средств для перевозок грузов во внутреннем сообщении говорится уже давно, но воз и ныне там – слишком коррумпированная эта область государственного контроля, а сам контроль – бесконтрольный, но приносящий огромные доходы контролирующим. Ярчайшим примером "законтролировать" все и вся, является свежий Приказ Минтранса РФ от 27 апреля 2011 г. N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств". Согласно этому "Порядку" осуществление весового и габаритного контроля транспортных средств может осуществляться передвижными постами Госавтоинспекции. Но такое положение прямо противоречит Постановлению Правительства РФ от 22 сентября 1999 г N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах", которым предусматривается функционирование только стационарных постов и пунктов, в том числе и для осуществления весового и габаритного контроля. Чиновники от Минтранса в угоду корыстных интересов постановление правительства игнорируют напрочь.
Разделы со второго по пятый плана мероприятий подробно комментировать не хочется, ибо все планируемые мероприятия сводятся только к одной цели – какую бумажку стребовать с перевозчика, чтобы чиновнику прикрыться, так, на всякий случай. Раздел II посвящен оптимизации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и государственного контроля за их осуществлением. Допуск хозяйствующих субъектов к перевозкам пассажиров по маршрутам извечная проблема, но пока в этой области существует коррупция, личный интерес чиновника перевешивает. В разделе III говорится об оптимизации классификации морских судов и судов внутреннего плавания в Российской Федерации. Планируемое к ноябрю 2011 г. утверждение положения о классификации судов, наверно, нужно самому Минтрансу и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти. Но вот в то, что с введением данного положения отрасль начнет оживать, верится с трудом. Кстати, в отрасли до сих пор нет утвержденного основополагающего документа – Правил перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, хотя его утверждение предусмотрено пунктом 1 статьи 66 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации". Об оптимизации исполнения государственной функции по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях и в акватории морских портов заявляется в разделе IV плана мероприятий. Нефти в государстве полно, а требований к структуре, составу и подготовке аварийно-спасательных формирований, предназначенных для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов еще нет. Ну и налицо передел сфер влияния в вопросах контрольно-надзорной деятельности на объектах транспорта между Ространснадзором и Ростехнадзором. Оптимизация процедуры подтверждения квалификации и выдачи дипломов и квалификационных свидетельств членам экипажей судов – раздел V. К октябрю 2011 г. планируется поменять Положения о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 августа 1999 г. N 900.
А вот разделы VI и VII распоряжения вызывают, мягко говоря, изумление. Сокращение лицензионных требований уже предусмотрено Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Это свершившийся факт. Странно, что к 10 июня правительству еще не сообщили о том, что данным законом, например, отменено лицензирование перевозки железнодорожным транспортом грузов и РЖД больше не будет монополистом. Имеется большая надежда, что к началу действия закона (03.11.2011) чиновники хотя бы его прочитают. Хотя по большому счету, везде, где в свое время было отменено обязательное лицензирование, его место заняла обязательная сертификация. Сертифекалии чувствуют себя нормально... Чего нельзя сказать о тех, кто будет вынужден их получать. Ибо услуги по сертификации и помощи в получении самих сертифекалий нынче дороги, и порой обходятся значительно дороже, чем получение лицензии. К чему приведет оптимизация государственных функций в сфере железнодорожного транспорта – неизвестно. Будем надеяться на то, что хуже уже не будет, и чиновники действительно понимают, в какой простите "заднице" сейчас эта государственная монополия.
Ну и наконец, порадовал раздел VIII Распоряжения "Оптимизация экспертизы пропускной способности транспортной инфраструктуры и ее объектов". Уже в самом названии заложен абсурд – вместо полноценной экспертизы, будет ее оптимизация. Результат не нужен, оптимизация пропускной способности видимо тоже. Учитывая сложившуюся многолетнюю практику, можно заранее сделать вывод – будут затрачены миллионы, а в итоге будет оптимизированная фраза: "инфраструктура не имеет достаточной пропускной способности", на основании которой потом можно будет налепить еще целую кучу абсурдных запретов. Хотя на самом деле крайне любопытно было бы узнать, кто же все-таки виноват в том, что за прошедшее десятилетие дороги фактически не строились, а растущие транспортные потоки не учитывались.
Проблема четких и прозрачных правил в транспортной области стоит как нельзя остро. Особенно в области автоперевозок, ибо автомобилями по стране перевозится более 60% всех грузов. Проблему нужно решать и решать ее нужно учитывая не только интересы бюрократов. Но при этом все силы чиновников направлены исключительно на усиление запретительных мер, на введение различных ограничений административными методами. Видимо так они видят оптимизацию порядка весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах. Характерным примером этой оптимизации является проект нового Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, опубликованный на сайте министерства в день выхода Распоряжения Правительства РФ N 1004-р (10 июня). Минтранс делает работу над ошибками – Приказ Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. N 149, в котором было множество ошибок, нестыковок и просто абсурда, скоро вымрет и на его месте будет новый запретительный приказ. Почти без ошибок, но запрещающий. В новом порядке неустановленный законами термин "Продукты питания" поправили на "Пищевые продукты". Поменяли формулировку записи в спец. разрешении (см. статью "Тяжеловесы уйдут в тень") и теперь будет "При значениях дневной температуры воздуха свыше 32 °C движение разрешается в период с 21.00 до 09.00". В летние ограничения добавили исключения, которых раньше вообще не было. И в весенние и в летние ограничения добавили "транспортировку дорожно-строительной и дорожно-эксплуатационной техники и материалов". А вот про мусор так ничего и не написали, как и прежде полгода в стране нельзя вывозить твердые бытовые отходы, и никого это не волнует. Ну и дырочку оставили, и те кто ее знает, их все эти ограничения не касаются. Так что вся эта бюрократическая хрень так на бумаге и останется, да взятками покроется. Все вышесказанное справедливо только лишь для автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Согласно федеральному закону "О дорогах" временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ). Так что, какие примочки придумают князьки на местах тока им и ведомо. А они теперь имеют законное право не только время, но и предельно допустимые массы с осевыми нагрузками ограничить, порядки вводить какие их левая нога захочет.
На первый взгляд все эти изменения как бы необходимы, вопрос в другом – в целесообразности самих изменений неработающих запретов. Решения, которые предлагает Минтранс, наводят на мысль что у чиновников кроме запрещений, больше ничего в запасе нет. В их конюшне есть только дохлая лошадь, которую они пытаются оживить или же поменять критерии опознавания дохлых лошадей. Но если больше ничего нет, тогда стоит вспомнить древнюю индейскую пословицу: Лошадь сдохла – слезь!
06/07/2011 Владислав Артамонов 6PL
|