СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

Санпаспорт: как обойтись «малой кровью»

 

«...Вчера ИДПС оштрафовал водителя на 2500 рублей за отсутствие санпаспорта. Правомерны ли действия инспектора и откуда столь большой штраф? На сколько такой штраф тянет в среднем?»

Ситуация понятная. Неясно только, каким образом был «оштрафован» водитель: его запугали до дрожи в коленках и он отдал «наличку», лишь бы вырваться с поста, или же привез оформленный протокол об административном правонарушении? Поэтому давайте с самого начала…

 

Действующими нормативными документами предусмотрено, что автотранспорт, использующийся для перевозки пищевых продуктов, должен проходить санитарную обработку. Данные о прохождении обработки отмечаются в санитарном паспорте транспортного средства и контролируются не только сотрудниками ЦГСЭН, но и инспекторами ДПС.

 

См. Письмо Роспотребнадзора от 31 октября 2011 г. N 01/13750-1-32 Об изменениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи со вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ, согласно которому не требуется наличие санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов с 21 октября 2011 года.

 

Нормативная база

 

Санитарный паспорт предписывает иметь Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»:

Статья 19. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их хранении и перевозках:

4. Для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства, имеющие оформленные в установленном порядке санитарные паспорта.

 

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 г. N 31 «О введении в действие санитарных правил» санитарный паспорт на транспортное средство, перевозящее товар, требуется только в том случае, если перевозится пищевой товар.

 Применение, использование санитарных паспортов и личных медицинских книжек регулируется Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 г. N 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01 июня 2005 г. Регистрационный N 6674)

2.2. Санитарный паспорт на транспорт (далее – санпаспорт) – документ, выдаваемый территориальными центрами Госсанэпиднадзора, удостоверяющий соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (далее – санитарными правилами) транспорта, условий его мойки и дезинфекции и предоставляющий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам право на использование данного транспорта для перевозки пищевых продуктов.

2.3. Обязательным условием для выдачи санитарного паспорта на транспорт является наличие у водителя, экспедитора или водителя-экспедитора личной медицинской книжки, зарегистрированной в центре Госсанэпиднадзора, с внесенными в нее результатами профилактических медицинских осмотров и гигиенической аттестации.

 Постановление ЦГСЭН в г. Москве от 5 апреля 2000 г. N 5 О санитарной паспортизации транспорта для перевозки пищевых продуктов

 

Ответственность

 

Согласно требованиям Санитарно-Эпидемиологических Правил, в случае выявления фактов нарушений сотрудники милиции составляют административный протокол и направляют его для принятия мер в районные СЭС.

Ну, а до момента наступления ответственности необходимо нарушение выявить.

Поэтому первый вопрос: входит ли санитарный паспорт на транспортное средство в перечень документов, которые инспектор на посту может потребовать у водителя автомобиля, перевозящего продовольственную продукцию?

Дело в том, что за последние годы этот перечень неоднократно менялся, положения Правил Дорожного Движения обрастали дополнениями из эмвэдэшных приказов, наставлений и циркуляров. Сейчас даже сами сотрудники правоохранительных органов зачастую теряются, когда просишь их огласить «весь список»… Поэтому лупят, что называется, по полной программе, с перевыполнением плана – требуют всевозможные бумажки, так или иначе относящиеся к перевозимому грузу (но об этом – на следующих страницах).

Нас же в данной ситуации интересует только санпаспорт.

 

Приказ МВД от 20 апреля 1999 г. N 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» (в ред. Приказов МВД РФ от 21.06.1999 N 453, от 10.09.2001 N 800, от 19.03.2004 N 187, от 28.03.2005 N 209) предусматривает, что при несении службы на стационарных постах дорожно-патрульной службы:

17.1. На сотрудников ДПС, задействованных в наряд на стационарных постах ДПС, возлагается:

17.1.2. Проверка транспортных средств, грузов, регистрационных и водительских документов, транспортно-сопроводительной документации в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений.

 

Если санпаспорт в данном конкретном случае рассматривать как «транспортно-сопроводительную документацию», то потребовать его могут… А кто в случае отсутствия санпаспорта составляет протокол? В КоАП статья 28.3 предусматривает список лиц, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

Статья 28.3. пункт 1:

– должностные лица органов внутренних дел (милиции) – об административных правонарушениях... предусмотренных, в том числе, статьей 6.3 КоАП «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

 

Инспектор ДПС – должностное лицо органа МВД. Стало быть, оформить протокол об отсутствии санпаспорта на транспортное средство (как и медкнижки у водителя) он имеет право…

Однако это не все. Что будет написано в протоколе и во что это обойдется автоперевозчику?

 

Штрафы

 

Почему «штрафы», а не «штраф»? А потому что «закон – дышло, куда повернешь, туда и вышло». Следовательно, надо хотя бы представлять, с какой стороны закусывать удила…

Поскольку для инспекторов ДПС ближе глава 12 КоАП «Административные правонарушения в области дорожного движения», не исключено (а вы имеете полное право убеждать и настаивать на таком варианте!), что отсутствие у водителя санпаспорта на транспортное средство может трактоваться по статье 12.3. «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД».

Пункт 2: «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 1/2 МРОТ» (50 рублей).

 

Или. Отсутствие у водителя санпаспорта на транспортное средство может рассматриваться как частный случай статьи 12.21. «Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки». В принципе, логично. По правилам перевозки продовольственных товаров санпаспорт на автомобиль должен быть? Должен (см. выше)! Санпаспорта нет? Нет. Правила перевозки нарушены? Да. Следовательно, мы имеем

12.21 пункт 1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки

– влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.

То есть 100 рублей. По протоколу.

 

Однако по другому (более худшему) варианту развития событий на свет может всплыть та самая статья КоАП 6.3, либо 6.4 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации ... помещений... зданий, сооружений и транспорта». Статья 6.3, в частности, предусматривает, что:

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа

– на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда;

– на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

 

Так что те две с половиной тысячи рублей, о которых речь шла в самом начале статьи – явный «перебор». Отсутствие санпаспорта и медкнижки у автоперевозчика не является основанием ни для постановки автомобиля на штрафстоянку, ни для лишения прав, ни для задержания водителя и транспортного средства, ни для прочих инспекторских «страшилок». Протокол и штраф. Для водителя это либо сто рублей, либо (по максимуму) – тысяча...

 

Дальнобойщик

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования