|
НЕ ПРЯЧЬТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ ПО ЩЕЛЯМ И УГЛАМ, ИЛИ УЧАСТВУЕТ ЛИ СКЛАД В ВАШЕМ БИЗНЕСЕ? На некоторых предприятиях торговли склады — самые непривлекательные помещения, из которых работники с переменным успехом пытаются извлечь нужные товары. Положение сотрудников склада чуть выше положения подсобных рабочих. В результате предприятия получают от складов такую отдачу, которую заслужили. Для оптовой и розничной торговли склады служат фундаментом технологического процесса. Поэтому склады предприятий, стремящихся опередить конкурентов, требуют современной организации труда, современных технологий и квалифицированных кадров. Склады следует рассматривать как аккумуляторы резервов материальных ресурсов, необходимых для сглаживания колебаний объемов поставок и спроса, а также синхронизации скоростей потоков товаров в системах движения от изготовителей к потребителям. Другими словами, на складах в течение определенного времени должно находиться такое количество товара, которое позволяет сделать бесперебойным технологический процесс торговли. Вместе с тем, существует определенный уровень затрат, превысив который предприятие начинает терять свою прибыль. Именно поиск «золотой середины», то есть оптимизация работы склада с минимальными затратами, является целью организации работы склада. Для чего же необходимо уделять такое большое внимание складу, «изобретать велосипед», ведь склад — это чистая технология, порой даже примитивная? Вероятно, так думают некоторые руководители, считая, что увеличение продолжительности рабочего дня и «палочная» дисциплина являются единственным средством повышения эффективности работы склада. На самом деле на предприятиях — участниках товаропроводящих систем, а именно таковыми являются оптовые фармацевтические фирмы, склады — основные функциональные подразделения. Ведь главной задачей оптовой фирмы является организация эффективной деятельности по обеспечению товаропроводящей сети. Критерии такой эффективности — удовлетворение заказов по номенклатуре на 90–95%, срочные отгрузки в течение суток за пределы области, в течение полусуток в пределах области; несрочные отгрузки — в течение не более 2 дней. Кроме того, правильная организация работы склада экономически выгодна: ускоряются внешние товарные потоки (поставки), внутрискладские процессы, что обеспечивает ускорение оборачиваемости запасов, а это самый важный фактор управления оборотными средствами в условиях их дефицита. В результате оптимизации складской деятельности высвобождаются рабочая сила, площади и оборудование, а значит, снижаются затраты. Таким образом, следует признать, что функции склада гораздо шире, чем мы привыкли считать, а деятельность склада является мощным резервом повышения эффективности работы всего предприятия. Знакомясь с работой фармацевтических оптовых фирм, можно встретить различное отношение к складу: от полного пренебрежения до чрезмерного внимания к уровню оснащенности и компьютеризации складских помещений. И то и другое отношение к данной проблеме, лишенное комплексного подхода, не может быть достаточно эффективно. Тем не менее, следует отметить интересные внедрения и методы организации работы склада, используемые на некоторых фирмах и свидетельствующие о заинтересованности руководства в повышении эффективности работы этого функционального подразделения. Довольно интересна идея создания склада общего пользования — склада, специально предназначенного для хранения товаров, принадлежащих разным юридическим (физическим) лицам. Использование таких складов выгодно: более высокое качество обслуживания, снижение издержек хранения, возможность осваивать новые рынки без капитальных вложений на развитие собственного складского хозяйства. Известны три направления развития складского бизнеса: а) сдача складских помещений полностью или частично в аренду в рамках договора на оказание гарантированных транспортно-складских услуг. Согласно договору заказчику предоставляются следующие услуги: складирование, экспедирование, транспортировка грузов и др. Эффективность использования полученных в аренду складских помещений и подъемно-транспортных средств зависит от заказчика; б) приемка на хранение и экспедирование грузов по распоряжению клиентов; в) выполнение полного цикла работ, включая комплектацию ассортиментных наборов, агентские функции — выполнение заказов клиентов. В последнее десятилетие несколько крупных компаний специализировались на предоставлении клиентам услуг по перемещению и хранению материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации от места производства до места потребления. Такой бизнес они называют «услуги по логистике». Эти компании располагают транспортно-складскими комплексами, центрами обработки обращений клиентов, а также системами организации доставки грузов и оказывают следующие услуги: транспортные, обработка информации, таможенное оформление; складские: разгрузка, погрузка, приемка по количеству и качеству, хранение, инвентаризация. Оказание услуг начинается прямо у порога клиента. Сотрудники компании забирают товар на складах клиента и перевозят на собственные склады для дальнейшей работы в качестве дистрибьютора. Центры связи и склады этих компаний работают круглосуточно и без выходных. Услугами подобных компаний пользуются такие известные производители, как Philips, ЗСоm, ЕМС2, Nokia, Infocus, Toshiba и др. Компании, представляющие услуги по логистике, сертифицированы и работают как таможенные брокеры и таможенные перевозчики, используя собственную транспортную и складскую инфраструктуру в странах СНГ и России. Пользование услугами таких компаний дает следующие преимущества: • стратегические — фирмы, пользующиеся их услугами, получают возможность концентрировать свои усилия на основном бизнесе; • использование современных информационных технологий компанией, содержащей склады, позволяет более эффективно контролировать процесс движения товаров; • сокращение сроков доставки товаров благодаря стратегически удачно расположенным складским комплексам и использованию услуг широкого круга транспортных компаний; • возможность более быстрого внедрения на новые рынки; • возможность получения полного спектра услуг от одной компании; • отпадает необходимость в содержании собственных складов. Предприятие определяет способ организации хранения запасов, учитывая такие факторы, как: • наличие или отсутствие собственной товаропроводящей сети; • формы осуществления реализации товаров (оптовая, мелкооптовая, розничная); • планируемый товарооборот; • финансовый потенциал предприятия; • потенциал сбыта в интересующем предприятие секторе рынка; • финансовые задачи складирования; • виды товаров, ассортимент, специфические требования к их хранению; • количество групп и наименований товаров; • сезонность спроса; • территории, откуда товары будут поступать и куда будут отправляться; • виды имеющихся транспортных связей; • планируемые маршруты перевозок; • условия перевозок, разгрузки, погрузки; • ожидаемая динамика поступления и вывоза товара, планируемый годовой грузооборот склада; • планируемая эффективность использования складской площади; • ожидаемая себестоимость складской переработки грузов; • планируемая оборачиваемость запасов; • намеченный уровень механизации складских работ; • необходимость складской обработки (разукомплектация получаемых партий, комплектация отгружаемых партий, сортировка, подбор ассортимента и т.п.). Этот длинный перечень приведен для того, чтобы показать сложность выбора формы организации хранения запасов. Кроме того, необходимо использовать комплексный подход, т.е. учитывать комплекс факторов. Анализ этих факторов необходим не только новому предприятию, начинающему работать в сфере оптовой и мелкооптовой торговли, но и любому предприятию, имеющему склад. Дело в том, что склад, как и любое другое подразделение, на определенном этапе развития предприятия может сдерживать его дальнейший рост. Поэтому очень важно не упустить этот момент и предпринять необходимые меры. К тому же склад можно рассматривать и как «центр затрат», и как «центр прибыли». И хотя более распространена первая точка зрения, грамотное принятие решений в организации склада станет дополнительным источником прибыли для предприятия. Учитывая перечисленные выше факторы, предприятие выбирает форму обеспечения складских операций из следующих возможных: • приобретение или строительство помещения; • аренда помещения, приобретение или аренда оборудования; • использование складов, предоставляющих услуги по хранению определенных групп товаров: транзитных складов транспортных организаций, коммерческих складов временного хранения, таможенных складов (что очень актуально для предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность) и т.п. Содержать собственный склад имеет смысл при стабильном, большом товарообороте, наличии постоянной клиентуры, возможности развивать мощности склада по мере развития бизнеса и т.д. Арендуя помещение для склада, можно проанализировать результаты деятельности и исходя из этого либо продлить договор, либо отказаться от аренды. Склады общего пользования больше пригодны для предприятий, реализующих товары, пользующиеся сезонным спросом, предприятий с низким товарооборотом и новых, у которых еще не сформировалось представление о спросе на осваиваемой территории. Крупные предприятия иногда сочетают перечисленные варианты, если это эффективно с экономической точки зрения. Например, если предприятие реализует товары в различных районах, то создание собственных складов в освоенных и использование общих складов в новых районах вполне оправданно.
ПРАВИЛЬНО ПОЛОЖИШЬ — БЫСТРЕЕ НАЙДЕШЬ Девиз склада: «На складе все имеет свое место и только на этом месте должно находиться». Метод размещения товаров на складе выбирают в зависимости от задач, способа хранения, необходимости максимального использования объема склада при рациональном расположении секций, предохранения товаров от повреждения, доступности любой ячейки склада для механизмов на крупных складах, быстрого нахождения необходимых товаров. Для быстрого размещения и отбора, обеспечения требуемых режимов хранения нужно разработать схемы размещения товаров, предусматривая постоянные места хранения, возможность наблюдения за их сохранностью и ухода за ними. При разработке схем принимаются во внимание периодичность и объемы поступления и отгрузки товаров, оптимальные способы укладки, условия их отгрузок, а для некоторых видов товаров и «правильное соседство». В отдельных случаях, если нужна свобода маневра, применяют переменные места хранения товаров. При размещении товаров используется принцип «чаще спрос — ближе к проезду (проходу)». Товары, пользующиеся высоким спросом, хранятся в непосредственной близости от зоны отгрузки или выдачи. Практикуется выделение участков краткосрочного и длительного хранения. На участках краткосрочного хранения располагают быстро оборачивающиеся товары. Особое внимание заслуживает идея адресной системы. Независимо от того, крупный склад или небольшой, обязательно следует ввести единую адресную систему размещения товаров, иначе неизбежны потери, пересортица и убытки. Это важно для обеспечения увеличения оборота, исключения ошибок в размещении товаров и быстрого нахождения их даже новыми сотрудниками после короткого инструктажа. Каждому месту хранения присваивается код (адрес), обозначающий номер стеллажа, номер вертикальной секции и номер полки. Адрес может иметь 4–5 знаков и более. Программным путем обеспечивают автоматическое указание адресов в заявках на сборку (комплектовочных листах), ведомостях инвентаризации. Ведомости инвентаризации и комплектовочные листы для отбора товаров печатают с сортировкой по адресам. Приведем пример наиболее распространенной адресной системы: номер ячейки А1739, где А, Б, В — зона хранения или часть склада; 17 — порядковый номер стеллажа; 3 — порядковый номер вертикальной секции стеллажа; 9 — порядковый номер полки. Очевидно, что эта нумерация пригодна для зоны из 99 стеллажей и что каждый стеллаж может иметь не более 10 вертикальных секций и не более 10 полок. Для большего количества вертикальных секций и полок применяют двузначные номера, но чаще стремятся использовать условное разделение склада на зоны и используют буквенный индекс зоны. Внедрение адресной системы включает разметку на планах размещения, изготовление и крепление номеров или их нанесение краской, внесение адресов в спецификации товаров, внесение номеров из спецификации в компьютерную базу данных или в карточки учета. Адреса наносят яркой краской на конструкции стеллажей, отсеков, на пол. Пространство без стеллажей либо конструктивно, либо условно с помощью разметки также может делиться на зоны и отсеки. В идеале служащий должен находить товар по названию и адресу, даже не зная его внешнего вида. Размещение товаров по постоянным адресам обеспечивает возможность отбора или размещения товаров даже при отсутствии опытных служащих и при остановке компьютера. «Новички» после короткого инструктажа, имея под рукой ведомость наличия товаров на складе с адресами, медленнее, но смогут справиться с этой работой без ошибок. В программе печати накладных для отбора товары нужно сортировать по адресам хранения. Это помогает лучше организовать работу персонала, исключить лишние перемещения по складу. Схемы размещения стеллажей или штабелей с указанием адресов хранения вывешивают на стенах, чтобы служащие склада могли изучить их и легко ориентироваться. Комплектовщики или другие сотрудники склада получают лист комплектации (маршрутную карту) и производят отбор товаров с мест хранения. Комплектовочный лист необходимо печатать таким образом, чтобы перечень товара был составлен не в алфавитном порядке, а в порядке возрастания адресов хранения. Это значительно ускоряет отбор товаров. На очень крупных складах применяется технология отбора товаров на складе без использования отборочного листа. Отборщик пользуется компьютерным терминалом типа «ноутбук». Обмен данными между терминалом и сервером может быть организован либо посредством дискет, либо по радиоканалам. Обмен информацией по радиоканалам более оперативен и применяется в системах с высоким количеством экстренных заказов. Сервер может прерывать процесс отбора товаров по текущим заказам и потребовать выполнения приоритетного заказа. Применение портативных терминалов позволяет проводить инвентаризации без остановки работы склада. Если отборщик закончил отбор товаров и у него имеется свободное время, то на терминал выводится задание — провести инвентаризацию товаров в определенной ячейке стеллажа в ближайшем к отборщику проходе. Использование портативных терминалов позволяет организовать учет работы каждого отборщика по производительности труда, качеству работы, использованию рабочего времени и др. После отбора товара и выяснения возможных проблем (например, нехватки товара, требующей корректировки отгрузочных документов) партию товара упаковывают. Следует отметить, что одним из средств решения проблемы оптимизации размещения товаров на складе является применение правила Парето (20/80). Это позволяет минимизировать количество передвижений посредством разделения всего ассортимента на группы товаров, требующих большого количества перемещений, и группы товаров, к которым обращаются редко. Как правило, часто отпускаемые товары составляют лишь небольшую часть ассортимента, располагать их необходимо вдоль так называемых горячих линий или зон (легко доступных и ближних). Товары, требующиеся реже, отодвигают на «второй план» и размещают вдоль «холодных» линий. Как видим, существует немало подходов и методов оптимизации системы складирования, которые можно и нужно использовать при организации работы склада. Сложный механизм складской деятельности требует особого внимания и включает в себя вопросы организации, а также проблемы маркетинговой логистики и управления, о которых мы поговорим в следующих публикациях. Виктория Кидонь
|