|
Не спускайте флагу
На минувшей неделе депутаты Госдумы, обсуждая рост аварийности на дорогах страны, решили, что во всем виноваты водители и сотрудники ДПС. Про себя и других чиновников, которые по своему положению должны быть образцом законопослушания, а вместо этого разъезжают на машинах со спецномерами наперекор всем правилам, депутаты забыли. В отличие от «ИП». Борьбу с высокопоставленными нарушителями за наше право на безопасность на дорогах продолжает обозреватель «ИП» Сергей Тополь.
Когда президенту РФ Владимиру Путину доложили, что в результате ДТП на дорогах страны за последние десять лет погибли более 300 тыс. человек, он возмутился. И предложил Госдуме выработать меры по кардинальному решению этой проблемы. Думцы заседали весь день, пытались понять, кто же виноват в сложившейся ситуации. И решили, что сами водители и виноваты: нарушают почем зря, ездить не умеют.
Афганистан на дорогах Ежегодно в ДТП в России гибнут более 30 тысяч человек - это в два раза больше, чем общие потери СССР в войне в Афганистане. Только за шесть месяцев текущего года, по данным ГАИ, на российских дорогах было зарегистрировано 86 974 ДТП, в которых погибли 12 378 и получили ранения 106 706 человек. И хотя, как отмечают сотрудники милиции, за этот период наблюдалось некоторое сокращение числа погибших (-6,5%), общее количество ДТП выросло почти на 3%, а число раненых - почти на 5%. 80% аварий произошло в результате нарушения Правил дорожного движения водителями. Каждый восьмой из этих водителей находился в состоянии опьянения.
А раз так, надо для повышения безопасности увеличить штрафы - раз в восемь. Между тем если бы это предложение прошло, с точки зрения безопасности на дорогах мало что изменилось бы: самые опасные и дерзкие нарушители штрафов не платят никогда. Их даже автоинспекторы не останавливают, боятся. Чиновники все-таки.
Самые опасные чиновники
За выезд на встречную полосу и игнорирование разметки и требований дорожных знаков рядового водителя без лишних разговоров штрафуют по максимуму или лишают водительских прав. Владельцы автомобилей с триколором на знаке не несут за аналогичное нарушение вообще никакой ответственности, хотя с точки зрения закона они ничем не отличаются от простых смертных. Буква закона Ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона. П. 3. Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения,- влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (от 300 до 500 руб. на момент подписания номера в печать.- ИП) или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев. Ст. 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы,- влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда. (50 руб. на момент подписания номера в печать.- ИП).
Действительно, с формальной точки зрения «флажок» на номерном знаке владельцу машины никаких преимуществ на дороге не дает. Но в жизни инспекторы ДПС стараются с «офлажкованными» водителями не связываться: мало ли на кого нарвешься. «От этих ребят всего можно ожидать,- говорят автоинспекторы.- Иной так разорется, что лучше бы и не останавливал. И потом телефонное право еще никто не отменял».
Как закалялся знак Особые государственные регистрационные номера на автомобилях российской номенклатуры появились с подачи бывшего начальника ГАИ России, ныне сенатора Владимира Федорова. Таким образом генерал Федоров хотел, по его словам, «обозначить на дороге государевых лиц, не более того». И инициировал создание нового ГОСТа, который и узаконил внешний вид автомобильных номеров. 8 января 1996 года премьер-министр РФ Виктор Черномырдин подписал первое постановление совета министров «Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных знаков». Последний раз этот исправленный и дополненный документ подписал в сентябре 2004 года Михаил Фрадков. В промежутках постановление девять раз исправляли и дополняли еще пять премьеров страны. Каждый из них брался ограничить число «флажков», но удивительным образом от раза к разу оно только увеличивалось. В первом, черномырдинском, постановлении фигурировали всего 39 VIP-номенклатурщиков, к настоящему времени по дорогам страны разъезжает 1632 автомобиля с «флагом».
Редакция выступила
Акция ИП (в которой приняли участи и наши читатели), направленная на отмену «флаговых» номеров, длилась с конца апреля по начало июля.
Самые наглые чиновники
Прежде всего мы постарались выяснить отношение самих депутатов к сложившейся ситуации. В течение двух месяцев мы предлагали депутатам Госдумы и членам Совета федерации вопросы, зачем вам «флаговый» номер и готовы ли вы от него отказаться, и знакомили наших читателей с ответами депутатов.
Только 12 народных избранников согласились добровольно расстаться с этой привилегией. Остальные нашу инициативу встретили в штыки. Если резюмировать все приведенные депутатами причины, по которым жить без спецномеров на своих машинах им тяжело, то сводятся они к одному: народные избранники постоянно опаздывают, а со спецномерами получается как-то быстрее. Особо циничными оказались ответы сенатора от Ленинградской области Сергея Васильева («Нарушал и буду нарушать») и сенатора от Великого Хурала республики Тува Людмилы Нарусовой («Мне это (проблема «флаговых» номеров.- ИП) глубоко безразлично. Я ими («флажками».- ИП) не пользуюсь». Сенатор Нарусова не солгала. Гаишники утверждают, что этими номерами пользуется ее дочь Ксения Собчак.
Все флаги Москвы
Всю статистику «знаковых» нарушений за первые пять месяцев 2005 года мы отправили премьер-министру Михаилу Фрадкову. Вложили мы в конверт и фотографии, сделанные фотокорреспондентами ИП, на которых хорошо видно, как машины с «флаговыми» номерами нарушают ПДД. Все эти материалы сопровождали нашу просьбу господину Фрадкову отменить постановление правительства РФ №482 от 17 сентября 2004 года «Об упорядочении использования специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков на автотранспорте» (именно это постановление узаконило «флаговые» номера). С предложением поддержать нашу инициативу мы обратились и к председателю Госдумы Борису Грызлову, и к председателю Совета федерации Сергею Миронову. Прошло пять месяцев. Ни один из наших высокопоставленных адресатов нам так и не ответил. Между тем, как показывают свежие статистические данные, ситуация на дорогах только ухудшилась.
Тенденция, однако
Статистика нарушений ПДД автомобилями с «флаговыми» номерами до сих пор считается чуть ли не гостайной. Один из посвященных, бывший главный дорожный инспектор страны, а ныне сенатор от Карелии Владимир Федоров на просьбу поделиться сведениями о нарушителях заявил, что «своих не сдает». «Свои» - это на сегодня 1632 автомобиля со спецномерами, закрепленными за народными избранниками и VIP-чиновниками. Причем после недавних кадровых перестановок в правительстве (указом президента введены должности двух вице-премьеров и пяти статс-секретарей министерств) спецномеров, видимо, станет еще больше.
Какие чиновники попадают в аварии
Как показывают данные, которыми располагает ИП, владельцы «флажков» нарушают все активнее, ездят все наглее. Правда, по персоналиям за пять месяцев произошли некоторые изменения.
Какой нерусский не любит быстрой езды В цивилизованных странах автомобили первых лиц государства могут выделяться каким-либо образом, но если они нарушат правила дорожного движения, чиновников ждет наказание. В октябре этого года за превышение разрешенной скорости в два раза был оштрафован глава службы организации дорожного движения Великобритании Лес Оуэн. Помимо этого, он получил еще дисциплинарное взыскание за использование служебного положения. В 2003 году министр транспорта Франции Никола Саркози (ныне он глава МВД) извинился перед водителями страны за то, что его кортеж превысил разрешенную скорость на 30 км/час. В 2000 году мэр Берлина Эберхард Дикен был оштрафован за нарушение ПДД. А за пререкания с полицией его на год лишили водительских прав. Сын бельгийского короля Альберта II принц Лорен, разъезжавший на машине с «флажком» (в Бельгии им пользуются только члены королевской семьи), получил за месяц более десяти штрафных квитанций. После этого его публично пристыдил премьер-министр страны, заявивший, что высокопоставленные водители не только сами должны соблюдать ПДД, но еще и обязаны быть примером для других.
Но сначала - об общей картине. За 10 месяцев этого года инспекторами ГИБДД были зарегистрированы 2537 нарушений ПДД автомобилями с «флагом». Из них: 1016 - автомобилями министерств и ведомств, 445 - транспортом автопредприятий Управделами президента РФ, 136 - не состоявшими на учете в Москве автомобилями, а еще 46 нарушили ПДД с включенной мигалкой без всякой на то нужды. Количество же ДТП, совершенных народными избранниками и сенаторами, составило 894 случая.
По результатам рапортов, составленных после каждого зарегистрированного происшествия, были проведены 114 профилактических бесед. Но не с самими нарушителями, а с должностными лицами автохозяйств, еще 46 раз информация о нарушениях была просто направлена в автохозяйства. И всего семь раз автоинспектор рискнул составить протокол по факту нарушения, допущенного водителем машины с «флаговым» номером.
Мы попытались выяснить, каким образом наказывают водителей «флаговых» автомобилей, на которых поданы рапорта - читают ли им мораль в обеденный перерыв, заставляют заново заучивать подзабытые правила дорожного движения, а может, лишают квартальной премии. Все оказалось прозаичнее. «У нас водители опытные и проверенные,- заявил первый заместитель директора транспортной компании «Россия» Управления делами президента РФ Алексей Безбородкин.- Они никогда не нарушают».
Кто из законодателей чаще нарушает ПДД
Однако при анализе данных, приведенных в наших таблицах, вырисовывается иная картина. Выясняется, например, что в июне-октябре водители автомобилей с номерами администрации президента гораздо чаще выезжали на встречную полосу и игнорировали знаки и разметку, чем в январе-мае (данные за первые пять месяцев 2005 года см. в ИП №25). Больше нарушать стали к концу года и представители судебной власти. А вот представители всех остальных федеральных ведомств в июне-октябре нарушений совершили меньше, чем в январе-мае.
Количество ДТП с участием автомобилей с «флагами» к ноябрю удвоилось по сравнению с данными на май и достигло 334 случаев. В 11 из них пострадали люди, а четыре водителя находились в состоянии алкогольного опьянения. Лидируют по числу ДТП законодатели.
Первое место в категории «самые наглые чиновники» (чаще всего нарушавшие ПДД) удержали представители аппарата Госдумы и Счетной палаты. У них на один «флаг» пришлось 3,14 нарушения. Втрое место в этом разряде (с результатом 1,98) сохранили представители аппарата СФ и ЦИК. Следом за ними почти «ноздря в ноздрю» (1,86) идут личные авто депутатов ГД и сенаторов.
Какие пункты ПДД чаще всего нарушают чиновники
Самыми опасными чиновниками (у них на два «флага» приходится одна авария) остались опять же сотрудники аппарата Госдумы и Счетной палаты. Следом за ними, с результатом одна авария на четыре «флага», следуют аппаратчики из Совета федерации и ЦИК. Буквально на два колеса от них отстали судьи и прокуроры, оттеснив на такое же расстояние чиновников из администрации президента. Интересно, что при этом президентская администрация в ДТП попадает сравнительно редко и ее представители, к счастью, никого не убили и не покалечили.
Индивидуальное первенство среди депутатов Госдумы сохранил за собой, совершив 63 грубых нарушения ПДД (чаще, чем раз в неделю), член партии Жириновского Леонид Слуцкий. За ним следует «единоросс» Алексей Огоньков, который с 27 рапортами поднялся с третьего на второе место. Третью ступеньку пьедестала в упорной борьбе занял его однопартиец Евгений Медведев, в июле занимавший пятое место.
Депутаты Госдумы - нарушители ПДД
Не изменилась принципиально и первая тройка нарушителей правил дорожного движения из команды СФ. Камчадал Валерий Быков, на которого были составлены 37 рапортов (первое место), и представитель Вятки Сергей Иванов с 27 рапортами (второе место) сохранили свои позиции. А Олега Ткача (Калининград) с третьего места потеснил представитель Алтайского края Тимур Темирбулатов, ранее занимавший четвертое место.
Имя твое неизвестно, номер твой бессмертен
Впрочем, установить персонально ответственного за нарушения, совершенные машинами с «флаговыми» номерами, удается не всегда. Депутаты не скрывают, что регулярно получают предложения продать или сдать «флажок» в аренду. В кулуарах Госдумы даже фигурирует цена за «прокат» алюминиевого прямоугольника с триколором - $10 тыс. в месяц. И, как правило, никаких проблем у народного избранника и его арендатора не возникает. Допустим, депутат уехал в свой регион, где его и без опознавательного знака узнают, а на его автомобиле в Москве катается другой человек.
Члены Совета Федерации - нарушители ПДД
Верить или нет этим слухам - каждый пусть решает сам, но как иначе объяснить, что особый регистрационный номер красуется периодически на бамперах автомобилей граждан, никакого отношения к власти не имеющих. Так, два года назад независимый депутат Госдумы Виктор Похмелкин послал запрос в Генпрокуратуру: на каком основании спецномерами пользуются те, кому они не положены? В своем запросе он указал на главу компании «Интеррос» Михаила Прохорова (тот пользовался номером, выданным ФСО), председателя совета директоров ОАО «Дорогобуж» Ивана Антонова (номер был закреплен за Таймырским автономным округом) и представителя компании «Комис-трейд» некоего В. В. Полякова. Последний разъезжал на автомобиле Мерседес-S600L с «флаговым» номером «А 591 АМ», выданным депутату Госдумы Нине Останиной (фракция КПРФ).
Ответ первого зам.генпрокурора Юрия Бирюкова на запрос депутата гласил: «Проверкой фактов незаконного использования указанных особых государственных регистрационных знаков не установлено. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет».
Заметим, что сам господин Похмелкин, два года назад проявивший завидное рвение в борьбе с «флагами», нынешним летом отказался подписать наше обращение к премьер-министру, сославшись на то, «что все это бесполезно».
Продолжение следует
Удовлетворил или нет господина Похмелкина ответ господина Бирюкова, не знаем, но нас подобные отписки удовлетворить не могут. Что же делать?
Нарушители Госдумы
ИП пытался воззвать к совести самих владельцев спецномеров и не оставляет этих попыток. Но вот что интересно. В ходе нашей первой акции народные избранники, вероятно, еще не напуганные общественным резонансом наших статей, соглашались общаться с корреспондентами - иногда непосредственно, иногда через своих помощников. А уже к осени ситуация изменилась. На попытки получить комментарий депутаты все как один сообщали через секретарей о своей занятости: «Не могли бы вы перезвонить через час, два…». Есть, конечно, автоинспекция. Мы привыкли ругать милиционеров, обвиняя их в бездействии и попустительстве «флаговому» беспределу на дорогах. Однако стоит помнить, что за 10 месяцев текущего года инспекторами ДПС были все же составлены 2,5 тыс. рапортов о нарушениях ПДД автомобилями со спецномерами. Конечно, рапорт начальству - это не протокол, наказания нарушителю он не предусматривает. Но именно благодаря этим рапортам мы можем оперировать точными статистическими данными, а не общими словами вроде «все депутаты ездят, как хотят». Впрочем, в неофициальных беседах милиционеры признают, что чаще всего они предпочитают просто не замечать «спецнарушений», реальное число которых не известно никому.
Нарушители Совета Федерации
И раз уж так получается, что автоинспектор VIP-нарушителю не начальник, остается снова обратиться к тем, кто имеет над чиновниками реальную власть. ИП недоволен молчанием руководителей, которые обязаны откликаться на вопросы прессы. Редакция намерена повторно отправить председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову, председателю Госдумы Борису Грызлову и председателю Совета федерации Сергею Миронову данные о поведении народных избранников и прочих государственных мужей на дорогах страны.
Флаги на заказ В Москве задержаны мошенники, поставившие на поток изготовление фальшивых особых государственных регистрационных знаков и документов к ним. 6 декабря сотрудники ФСБ совместно с департаментом собственной безопасности МВД обезвредили шайку мошенников, подделывавших «флаговые» и служебные номера силовых ведомств, включая и «синие» милицейские. Помимо номеров желающие могли приобрести за $200 пакет спецдокументов, запрещающих досмотр автомобиля, наградные документы за подписью президента РФ и спецпропуска в Кремль, а также синие проблесковые маячки. Торговали фальшивками на автомобильном рынке в Южном порту. По признанию оперативников, это были подделки, выполненные на высоком профессиональном уровне. В основном мошенники изготавливали номерные знаки серий А-АА (ФСО), А-АВ (правительство РФ) и Е-КХ (ФСБ). Любопытно, что подпольный цех по изготовлению фальшивок располагался на закрытой территории ФГУП ХОЗУ МВД РФ и руководил им бывший сотрудник милиции. Такое же нелегальное производство оперативники обнаружили в Подмосковье.
Кроме того, акции, которые проводил наш журнал, показали, что читатели ИП - это реальная сила. Редакция ждет от вас предложений: какая массовая акция, на ваш взгляд, могла бы убедить власти взять ситуацию под контроль. Пишите на наш сайт, и вместе мы постараемся сделать так, чтобы все водители имели на дороге одинаковые права и обязанности. Как это принято в цивилизованном обществе. 14 декабря 2005 г.
См. также статью Сергея Минаева "Мигалки – лицензия на убийство"
|