|
НДС при доставке экспортных товаров
Торговлю невозможно представить без ряда сопутствующих услуг, в частности, без доставки грузов. Казалось бы, раз данные операции неразрывно связаны между собой и напрямую направлены на реализацию товаров, то и облагаться НДС они должны в аналогичном порядке. По логике вещей, здесь не должно быть никаких исключений. Однако представители налогового ведомства с этим согласны далеко не всегда.
Таможенные «нули» Услуги по производству и реализации экспортируемых товаров, а также по организации транспортировки вывозимых из России ценностей подпадают под «нулевой» НДС. Причем такая льгота распространяется на «организационно-перевозочные» услуги, связанные как с вывозом, так и с ввозом товаров, а условие о том, что ввозимые товары должны будут впоследствии экспортироваться из России, соблюдать не нужно. Тем более что такого мнения придерживаются в том числе специалисты налоговой службы, утверждая, что «организационно-перевозочные» услуги облагаются НДС по нулевой ставке независимо от таможенного режима, под который помещены вывозимые (ввозимые) товары (письмо ФНС от 26 июня 2006 г. N 03-2-03/1175@). К «организационно-перевозочным» кодекс относит услуги по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых или ввозимых товаров. Исключения предусмотрены для железнодорожных перевозчиков, ведь круг предоставляемых ими услуг, облагаемых нулевой налоговой ставкой, уже. В этом случае к льготным относят лишь услуги по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим международного транзита и товаров, экспортируемых из России. Что касается «обычных» фирм, то каких-либо критериев для отнесения к «организационно-перевозочным» услугам той или иной деятельности компании в кодексе нет. Определенные шаги в отношении конкретизации отдельных видов подобных услуг предприняли финансисты, обозначив в некоторых письмах их характеристики. Так, в письме от 13 сентября 2005 г. N 03-04-08/234 они поясняли, что под услугами по организации вывозимых из России товаров «нужно понимать комплекс операций, направленных на вывоз товаров из нашей страны». В частности, это услуги «по заполнению транспортного средства товарами, по размещению и креплению товаров» в нем и другие. «Нулевое» налогообложение «организационно-перевозочных» услуг можно применить при соблюдении ряда условий. Во-первых, перевозка товаров (или организация их транспортировки) должна осуществляться между пунктами, один из которых находится в России, а второй – за ее пределами (письма Минфина от 12 января 2006 г. N 03-04-08/10, от 08 июля 2005 г. N 03-04-08/177, от 27 июля 2006 г. N 03-04-08/206, от 13 сентября 2005 г. N 03-04-08/234). Во-вторых, для подтверждения нулевой ставки фирма должна собрать и подать в инспекцию пакет следующих документов: – контракт (его копию) с иностранной или российской фирмой на оказание услуг; – выписку банка (ее копию), подтверждающую поступление выручки от покупателя; – копии транспортных или товаросопроводительных документов, которые свидетельствуют о вывозе или ввозе товаров. Стоит обратить внимание на тот факт, что при предоставлении организаторами-перевозчиками в инспекцию таможенной декларации необходимый пакет документов комплектуется по общему правилу – в течение 180 дней. Остальные же «организаторские» фирмы (то есть те, которые не представляют декларацию) этим сроком воспользоваться не могут и для определения налоговой базы должны принять наиболее раннюю из дат: день оказания услуг или день поступления авансов в счет оплаты предстоящего их оказания. Авансы за облагаемые нулевым налогом услуги, в свою очередь, освобождают от НДС (письмо Минфина от 8 февраля 2005 г. N 03-04-08/18). Следовательно, фирмам, не сдающим таможенную декларацию, нужно определять налоговую базу по «организаторско-перевозочным» услугам на дату их выполнения. Пакет же документов для обоснования нулевой налоговой ставки нужно будет представить в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем месяцем или кварталом, в котором были оказаны услуги. Нарушение указанных сроков подачи документов (например, по той причине, что фирма не успела собрать необходимые документы в указанные сроки), ведет к тому, что начислить налог на добавленную стоимость придется в обычном порядке. Однако перечисленную сумму НДС можно будет принять к вычету впоследствии, когда все необходимые документы будут собраны, напоминают эксперты журнала «Нормативные акты для бухгалтера».
Аренда не в счет Одним из видов услуг, предоставляемых фирмами – организаторами транспортировки товаров, является аренда контейнеров и вагонов для перевозки грузов при международном сообщении. Тем не менее работники налоговой службы не относят их к «организационно- перевозочным» (письмо ФНС России от 16 апреля 2007 г. N 03-2-03/688). Данное утверждение отнюдь не лишено смысла, ведь такие объекты аренды не обязательно будут использованы для вывоза товаров в Россию или из нее. Кроме того, фирмы, предоставляющие в аренду контейнеры, вагоны и другое имущество для транспортировки грузов, могут быть напрямую и не связанными с такими перевозками, то есть фактически организуют перевозку и транспортируют грузы другие компании. Финансисты также подчеркивают, что услуги по предоставлению вагонов, контейнеров, которые оказываются фирмам, перевозящим экспортируемые товары на железнодорожном транспорте, также нельзя считать связанными с международными перевозками (письмо Минфина от 18 июля 2006 г. N 03-04-08/147). Таким образом, облагать услуги по сдаче во временное пользование контейнеров, вагонов налогом по нулевой ставке нельзя. Эти услуги должны облагаться по ставке 18 процентов.
4 Июня 2007 г. М. Лоскутова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации» См. также статью "Налоговая вакханалия"
|