СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

СКЛАД ЗАКРЫТ

#вируспруденция обнулила вообще всё!

 

Реклама на сайте                   

 

 

Логист - профессия 19 века

 

В настоящее время существует много определений слова «логистика» и, как следствие, нет единого мнения, чем же должна заниматься эта наука и наука ли это вообще? А пока  идут споры о понятиях, сделаем экскурс в историю развития логистики в России с надеждой, что это поможет разобраться в терминологии.

 

Появление этого термина в России традиционно связывают с именем барона Жомини (Autoine-Henri Jomini), французского и русского военного писателя, военного и государственного деятеля.

В 1813 году император Александр I пригласил его в русскую армию на должность генерал-адъютанта. Интересно, что до этого он воевал на стороне противника. Жомини принимал активное участие в разработке планов вторжения Наполеона в Россию (форсирование реки Березины), был губернатором (фактически военным комендантом) Вильны, а затем Смоленска.

Почему же логистику в России связывают с фамилией этого человека? Думаю, что благодаря его популярному теоретическому труду «Очерки военного искусства», VI глава которого так и называется: «О логистике или практическом искусстве приводить армии в движение». “Является ли логистика только наукой о частностях? – так начинается глава. - Или же напротив это общая наука, составляющая одну из наиболее важных частей военного искусства?

C момента опубликования труда прошло ровно 200 лет, но актуальность логистики не изменилась. Если говорить о значении этого слова, то мы без труда найдем его в старых энциклопедиях.

 

Слово вышло из употребления,

но логистика осталась

Например, в военной энциклопедии издания 1912 года логистика трактуется как учение об отношении пространства и времени к тактическим движениям войск (преимущественно к маршам). Там же сказано, что к тому периоду это слово перестало применяться и окончательно вышло из употребления.

Отдавая должное Жомини, историю логистики в России необходимо начинать задолго до того времени, важно проанализировать и предпосылки ее возникновения.

Здесь уместно привести рассуждения некоторых военных историков, которые отмечают, что римская армия располагалась в лагерях и на боевых позициях постоянно в одном и том же порядке. Она умещалась в квадрате 300 на 400 м, и главнокомандующий, находясь в 80-100 м от неприятеля, мог без труда управлять армией.

Если армия была невелика, то каждая мысль главнокомандующего легко приводилась в исполнение. От отвлеченной идеи до ее практического осуществления расстояние было сравнительно небольшим.

Совсем в другие условия поставлены крупные армии. Их инертность, малоподвижность, неповоротливость, масса технических средств затрудняли практическое осуществление даже самых блестящих идей полководца. А от этого зависел успех управления армией. «Механическая сторона» стратегии, основанная не столько на искусстве, сколько на знании, приобретала все большее значение, отвоевывая себе место у творчества. Главнокомандующий уже не в состоянии был погружаться в частности, его роль сводилась к тому, чтобы создавать цели и принимать по ним решения.

 

Логистический микс.

Первые логисты. Кто они?

Разработка же этих идей в деталях и приведение их в жизнь стала возлагаться на специальных офицеров. В европейских армиях их называли «Major general des logis» (Жомини считает, что именно от этого слова произошло слово «логистика») или квартирмейстеры.

Государства Европы (в том числе и Россия), соперничая друг с другом в численности своих армий, вместе с тем состязаются и в быстром их сосредоточении в определенном районе, что приводит, в конце концов, к численному превосходству – важному условию победы. В первую очередь важно было обеспечить наличие нужного ресурса в требуемом количестве заданного качества, в нужном месте, в установленное время, для конкретного неприятеля, с оптимальными затратами. В этом перечне нетрудно узнать так называемую «логистическую миссию», которая трактуется в современной литературе по логистике как «правило семи R-s», или «логистический микс».

Спрос, как известно, рождает предложение. И первыми «логистами» в России, которые занимались этими вопросами, были сначала, так называемые, «бояре путные» и «окольничьи». Согласно боярским спискам 15-16 веков, среди них можно встретить такие известные фамилии, как Воронцов, Шереметьев, Долгорукий. Обязанность этих служилых людей состояла в «расположении войск по квартирам или в лагерях, в направлении колонн и в расположении их на месте».

С образованием регулярной армии эти вопросы решались квартирмейстерской частью, куда входили провожатые к колонам (впоследствии колонновожатые).

 

Рожденная для перемещения армии

Кстати, Адам Вейде, посланный Петром 1 за границу с целью ознакомления со структурой регулярных армий европейских государств, доказывал государю бесполезность в российской армии должности генерал-квартирмейстера.

С развитием способов ведения военных действий, после того как установился новый способ войны без лагерей, движения стали более сложными, а потому и квартирмейстерские части получили также более широкие полномочия. На них была возложена «обязанность передавать мысли главнокомандующего в наиболее удаленные пункты театра войны и добывать данные для разработки операций».

Итак, логистика зародилась не как  учение по обеспечению армии продовольствием, а скорее как искусство по ее перемещению. По мнению известного военного ученого  генерала Леера, даже в период основного применения термина «логистика» в военной области «наполеоновская армия жила главным образом за счет захваченной страны, магазины составляли для нее только подспорье, обеспечивая армию на случай отступления». Кроме этого, логистическая наука относится не к тылу (снабжению) армии, а к ее штабу, к задачам которого относится:

- изучение обстановки и данных, «в которых высшее командование встретит надобность для принятия решения»;

- проведение этих решений в жизнь.

 

Где учили на логистов

С конца 18 века, с возникновением квартирмейстерских частей, возникла необходимость наряду с тщательным отбором младших специалистов для этой структуры (колонновожатых) проводить их обучение. Проводилось оно в одноименных «депо колонновожатых», которые существовали при квартирмейстерских частях вплоть до 1815 года, когда в Москве открылось специальное «Учебное заведение для колонновожатых», главной целью которого была подготовка молодых людей для квартирмейстерской службы. Его по праву можно считать первым учебным заведением логистики. Поговорим о нем и его учредителях подробнее.

1 октября 1796 года в Санкт-Петербурге, в одном из домов на Васильевском Острове, рождается тогда еще никому не известный Михаил Николаевич Муравьев. Через пять лет его родители переезжают в Москву, где и проходит его детство. Обучение ему дается труднее, чем его старшим братьям, но, как рассказывает его современник, “однажды усвоенные им знания уже делались его умственным достоянием, отвлеченную научную истину он умел тотчас же приложить к различным случаям практической жизни”.

С 1809 до первой половины 1811 года он - студент физико-математического отделения Московского университета.  1810 году под патронажем своего отца Николая Николаевича Муравьева он организовывает при университете «Московское общество математиков». Собственноручно пишет устав этого общества и становится его вице-президентом. Необходимо заметить, что этому молодому человеку в то время нет еще и пятнадцати лет.

В декабре 1811 года он поступает колонновожатым в свиту ЕИВ. Из всех принятых на службу он отличается основательными познаниями в математике. Принимавший экзамен, скупой на похвалу академик Гурьев произносит: «Судя по летам его, совсем было ожидать невозможно, чтобы познания его в оных так далеко простирались».

В день Бородино, находясь на батарее Раевского, Муравьев получает серьезное ранение в левое бедро. После выздоровления участвует во многих сражениях, в должности прапорщика свиты ЕИВ по квартирмейстерской части. Безусловно, скорее всего, служба в этой должности привела его к мысли «вместо общества для чтения математических лекций создать другое в более обширных размерах постоянное правительственное учреждение для образования офицеров свиты его императорского величества». И в 1815 году он принимает активное участие в организации открытого отцом «Московского учебного заведения для колонновожатых».

Это учебное заведение находилось в Москве и располагалось в доме графа Н.Н. Муравьева на Большой Дмитровке, 9. Дом в 1905 году был перестроен в доходный и сохранился в этом виде до настоящего времени. Элементы старого фасада сохранились до наших дней. Здесь проходили теоретические занятия, а полученные знания закреплялись на практике, в 12 км от города на Хорошевском поле. Сейчас это место между метро «Октябрьское поле» и Карамышевской набережной.

Спустя некоторое время, после посещения учебного заведения императором, при ходатайстве князя Волконского, выпускникам школы стали присваивать офицерский чин.

С 1815 по 1823 года это учебное заведение выпустило около 180 человек. 138 из них было присвоено офицерские звания. Почти все они (127 офицеров) были определены для службы в свиту ЕИВ. Сохранились списки выпускников этой школы. Правда,  известных фамилий в нем нет. Как объясняет доктор экономических наук Ю.Г. Лебедев, «логистика никогда не играла революционизирующую роль и всегда была на вторых ролях на протяжении всей истории человечества» (монография «Логистика - теория гармонизированных цепей поставок»).

 

Чему и как учили

Интерес вызывает «программа для испытания коллоновожатых Московского учебного заведения, под начальством генерал-майора Муравьева состоящая». Чему и как учить современных логистов - тоже вопрос, на который сегодня нет однозначного ответа. Чтобы представить систему знаний того времени, достаточно взглянуть на дисциплины, которые преподавались в этом учебном заведении (в редакции первоисточника).

Из математики

1.       Арифметика

2.       Алгебра до уравнения второй степени включительно

3.       Геометрия

4.       Тригонометрия плоская

5.       Тригонометрия сферическая

6.       Положение алгебры и геометрии вообще и аналитическая геометрия с включением канонических сечений.

7.       Начала высшей геодезии

Из военных наук:

1.       Фортификация полевая

2.       Фортификация долговременная

3.       Начальные основания артиллерии

4.       Тактика

Дополнительно

1.       История русская

2.       История всеобщая

3.       География

4.       Черчение особенно ситуационных планов

5.       Иностранный язык

Впоследствии при учреждении офицерских классов присовокуплено было преподавание

1.       Правила для продовольствия, вооружения и одежды низших чинов

2.       Краткий курс астрономии

3.       Практической и краткий курс военной истории

Основательное знание этих предметов требовалось во всей строгости на выпускных экзаменах. И «главный характер учения состоял в том, чтобы возбудить любовь к наукам и доставить средства заниматься ими потом в продолжение жизни». Такая перспектива уже вызывает уважение к истории логистики. Ее надо изучать, помнить, а самое главное – популяризовать. История логистики - неотъемлемая часть воспитания и обучения современных специалистов в этой области.

 

Сергей Грейбо,

кандидат военных наук,

преподаватель курса «Менеджер по логистике (складское хозяйство)»

ЦКО «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана

greibo@specialist.ru

http://www.specialist.ru

Логинфо - журнал о логистике в бизнесе

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования