|
ЛОГИКА ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ, ИЛИ ЗНАКОМАЯ «НЕЗНАКОМКА»
В публикациях, посвященных фармацевтическому бизнесу, все чаще стало появляться новое слово «логистика». Многие еще как следует не разобрались, чем отличается маркетинг от менеджмента и как применять их в бизнесе, а в практику уже вошло новое понятие — «логистика». Слово «логистика» заимствовано из французского языка и означает искусство перевозки, поставки и размещения воинских подразделений. В настоящее время в экономической литературе приводится несколько определений понятия логистики. Вот одно из них: «Логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации» (Родников А.Н., 1995). Из этого следует, что логистика является системой, структура которой представлена такими функциональными областями, как запасы, информация, складирование и складская обработка, транспортировка продукции и др. Однако в последнее время многие экономисты считают, что логистика — это скорее структура планирования, чем функция предпринимательства. То есть задача управления в области логистики связана не столько с управлением материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки стратегий и задач для повседневной деятельности предприятий. Поэтому мнение, что логистика выполняет исключительно транспортные функции, является ошибочным. Но оставим теоретические размышления и попробуем доказать эффективность применения логистики на практике. Потребителям выгодна такая организация работы поставщика, которая обеспечит получение товара в нужное время, в нужном месте, в требуемом количестве и состоянии при наименьших затратах. Поэтому логистика канала сбыта, или (что то же самое) логистика продвижения товаров по каналам сбыта, получила развитие в последние годы как перспективное средство повышения конкурентоспособности. Применение логистики, возможности которой только начали использовать, может обеспечить заметное повышение рентабельности предприятия. За счет новых технологий управления распределением и движением товаров можно значительно сократить расходы на распределение и содержание товарных запасов, сделав эти процессы более эффективными, повысить качество обслуживания покупателей, что в свою очередь позволит увеличить объем продаж. Высокий уровень обслуживания потребителей предусматривает обеспечение наличия необходимых им товаров, а также сокращение времени между заказом и поставкой. Приемлемым, но недостаточно современным уровнем обслуживания считается способность склада отгрузить 90% товара в течение не более 48 ч с момента получения заказа. Если этот уровень не достигнут, необходим поиск путей предоставления услуг на таком уровне при минимальных издержках. Задачи логистики — сокращение сроков прохождения товаров по товаропроводящим каналам и минимизация затрат на всем пути движения товарных потоков при максимальном уровне обслуживания посредников и конечных потребителей. Те же задачи решает каждое звено — центральные, региональные, дистрибьюторские и дилерские склады. Выполнение этих задач значительно повышает конкурентоспособность предприятий — участников сбытового канала. Значительное увеличение прибыли и сокращение расходов на содержание товарных запасов может быть достигнуто за счет ускорения движения товара от поставщиков к конечному потребителю и оборачиваемости запасов на складах всех звеньев сбытового канала. Каждая функциональная область логистики (запасы, транспортировка, складирование и складская обработка, информация и др.) включает комплекс задач на каждом этапе технологического процесса. Например, логистика складской обработки товаров предусматривает оптимизацию: · закупок; · доставки закупленных товаров; · процесса разгрузки товаров; · приемки по количеству и качеству; · учета прихода, расхода и наличия товаров; · контроля наличия; · претензионной работы; · размещения товаров; · операций по обеспечению условий хранения; · контроля качества хранимых товаров; · управления запасами; · обработки заказов; · обслуживания заказчиков; · процессов упаковки; · организации отгрузок; · доставки отгруженных товаров перевозчикам или заказчикам; · маршрутов перемещения грузов внутри и вне склада; · использования помещений; · выбора и использования оборудования и оргтехники; · подготовки и расстановки кадров; · количества и видов используемой информации; · закупок расходных, упаковочных, эксплуатационных материалов и малоценных быстроизнашивающихся предметов. Все эти этапы знакомы фармацевтическим торговым предприятиям, и многие, ознакомившись с данной публикацией, решат, что логистикой они занимаются давно и все о ней знают. Однако следует подчеркнуть, что логистика эффективна только в том случае, если на предприятии сформирована и действует четкая, прозрачная и управляемая система.
Аналитический отдел
|