|
Как отправить контейнер за три моря
У многих предприятий и фирм со временем возникает необходимость выхода на международные рынки. И неважно, в каком качестве – импортера или экспортера. Груз в любом случае должен быть доставлен быстро, качественно и по возможности недорого При организации перевозки через границу от поставщика до дверей потребителя невозможно обойтись без посредников – экспедиторов и перевозчиков. Для организации доставки контейнера необходимо предоставить им определенный набор исходных данных. При обсуждении с посредниками предстоящей перевозки грузовладелец (отправитель) должен представлять себе все факторы, влияющие на процесс перевозки.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОНТЕЙНЕРОВ Контейнеры являются наиболее распространенным видом транспортной тары. Оборот контейнеров растет темпами, опережающими общий рост грузооборота. В них стали перевозить и нестандартные для этого вида тары грузы: бумагу, металлопрокат, пиломатериалы, электронику. По назначению можно выделить три типа контейнеров: 1. Контейнеры общего пользования (general purpose). Объем 20', 40' 40'hc, где апостроф означает английский фут (foot), равный 0,3048 м, а high cube – повышенную вместимость. Таким образом, 20-футовый контейнер имеет длину 6 м, а 40-футовый соответственно – 12 м. Основное предназначение контейнера повышенной вместимости – перевозка легкого, но объемного груза, например пластиковых коробочек для CD/DVD. 2. Рефрижераторные контейнеры (reefer). Служат для перевозки мяса, рыбы, ягод, грибов и других видов грузов, требующих соблюдения специального температурного режима во время транспортировки. Подразделяются на 20'ref, 40'ref и 40'ref hc. 3. Флэтреки (Flatracks) – контейнерная площадка без стен. Бывает двух типоразмеров 20'fr и 40'fr. Существуют различные виды флэтреков: от обычной платформы до различных вариантов площадок с боковыми стойками и системами креплений. Предназначены они в основном для перевозки неразборного оборудования.
Особенности флэтреков При использовании флэтреков обратите внимание на габаритность груза. Если какие-либо части груза выступают за пределы площадки, то стоимость перевозки возрастет в несколько раз из-за так называемых мертвых зон (killed slots или lost slots), которые могли быть заняты несколькими другими контейнерами. Во избежание подобных переплат необходимо расположить груз так, чтобы он не выступал за пределы площадки. Например, если это транспортные средства, снимите колеса.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ Согласно базовым условиям поставки (например, FOB), отправитель несет ответственность за погрузку и крепление груза в контейнере, о чем свидетельствует соответствующая надпись в коносаменте «Shipper's load, stow, weight and count» («Вес на ответственности грузоотправителя»). Именно отправитель определяет, насколько ему позволяет техника произвести конкретные погрузочные операции, с какой плотностью он в состоянии погрузить тот или иной груз. И самое главное – именно отправитель несет финансовую ответственность за четкость выполнения этих операций. Перевозчики или экспедиторы могут лишь дать рекомендации и сообщить внутренние и внешние размеры контейнеров и их кубометраж.
ЧТО ВЕЗЕМ Перевозчик должен знать точное название груза. Например, ставки на бумагу при экспорте из России в Юго-Восточную Азию существенно отличаются от ставок на любые другие виды грузов. Также и ставки на транспортировку кофе из Южной Америки намного ниже ставок на любые остальные грузы. При экспорте из Соединенных Штатов в Европу товарная номенклатура имеет большое значение, поскольку от названия груза зависит ставка морского фрахта. На этом направлении существует список грузов с указателем, к какой ценовой группе он относится, а ставки морского фрахта определяются в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Кроме того, могут сыграть роль и политические мотивы в отношениях перевозчика со своими клиентами. Так, ценообразующий отдел (Pricing Department) морской линии по одному и тому же маршруту может подтвердить ставку на бумагу ниже, чем на каучук, только потому, что ваш конкурент уже заключил контракт с той же линией на перевозку каучука.
ХАРАКТЕР ГРУЗА Перевозчику также необходимо знать, опасный ваш груз или нет, требует ли он соблюдения определенного температурного режима. Если вы декларируете груз как опасный с предоставлением характеристик опасности груза по международной универсальной системе (Class и UN number/code), то перевозчик проверяет во всех необходимых портах условия обработки и хранения опасных грузов. Поскольку основные торговые маршруты пролегают через европейские порты перевалки, то, как правило, идет проверка на соответствие условий перевозки конкретных опасных грузов европейскому законодательству. Некоторые порты не принимают определенные виды грузов, и приходится выбирать более длинный и дорогостоящий маршрут.
алгоритм: как оформить перевозку 1.Отправитель высылает выбранному грузоперевозчику предварительную заявку на перевозку (booking – букинг) для бронирования места на судне. В букинге должна быть указана следующая информация: груз, вес, объем, маршрут перевозки, тарифы. 2.Транспортная компания связывается с отправителем, уточняет степень готовности груза и принимает букинг. 3.Транспортная компания сообщает отправителю дату подачи контейнера под загрузку и планируемое расписание (названия судна и ожидаемая дата выхода). 4.В день выхода контейнера из порта морской перевозчик выпускает коносамент, что является фактом, удостоверяющим заключение договора.
Скоропортящиеся грузы тоже имеют ряд своих особенностей. Так, если клиент хочет привезти свежие манго из Африки, то ему точно откажут, так как транзитное время превышает срок годности этого фрукта. В этом случае лучше всего обратиться к экспедиторам, занимающимся и морскими, и воздушными перевозками.
Стоимость перевозки Чтобы перевозчик мог выбрать маршрут и рассчитать стоимость перевозки, укажите следующие сведения о начальном и конечном пунктах: - названия страны и города, индекс города; - название порта, название терминала. Порт за границей именуется на английском языке. Если порт в Китае или Индии, обязательно укажите провинцию; - класс опасности груза, его габариты, необходимость соблюдения температурного режима во время транспортировки и др.; - ограничения на маршрут, записанные в контракте.
Каждый рефрижератор проходит так называемую проверку перед путешествием (PTI – Pre-trip Inspection), в ходе которой проверяются его характеристики и готовность к перевозке. Это делается для того, чтобы груз пришел к получателю в таком же виде, в каком он вышел от отправителя. Специальный прибор фиксирует изменение температуры внутри контейнера в течение перевозки и нахождения на терминалах. Рефрижераторный контейнер все время подключен к источнику питания, который позволяет поддерживать в контейнере заданную температуру. Это требует дополнительных затрат, поэтому рефрижераторные контейнеры отправляются в первую очередь.
СКОЛЬКО ВЕСИТ ГРУЗ Распространенное мнение, что в 20' контейнере можно перевозить 20 т, а в 40' – 40 т, «немного» не соответствует действительности. В стандартный 20' контейнер грузят до 24 т, но для более тяжелого и необъемного груза существуют 20'hpl – контейнеры повышенной загрузки (high payload (heavy tested)). Это укрепленные контейнеры. В них грузят, например, стальные катушки, и вместимость такого контейнера может достигать 28 т. В 40' можно загрузить почти 30 т. Очень многое зависит от пропускной грузоподъемности кранов в порту. Она не должна быть ниже веса загруженного контейнера. Но и слишком большая грузоподъемность тоже бывает не на пользу. Например, на терминале Еврокай (Гамбург) как-то перегружали загруженный сверх всякой меры рефрижераторный контейнер с мясом. Во время подъема у контейнера отлетело дно, и груз выпал на палубу. Терминальные работы пришлось приостановить. Отход судна был задержан на сутки, что вызвало серьезные изменения в работе порта.
КОГДА ВЕЗЕМ ПО ЗЕМЛЕ Самое большое значение вес имеет для наземной перевозки, когда требуется доставка контейнера в порт или из порта. Приемлемый, не доставляющий хлопот вес, который поддерживают все российские и большинство европейских перевозчиков, это вес груза до 20 т. Связано это с максимально допустимой нагрузкой на ось, которая приемлема для дороги, по которой едет машина. Также не будет проблем с перевозкой контейнеров с грузом весом 20–26 т. За так называемый перевес берется дополнительная плата, по грубым расчетам – $100 за каждую дополнительную тонну. Для контейнеров весом более 26 т автоперевозчику следует получать особое разрешение, которое готовится в течение двух-четырех недель и действует только на одну поездку, поэтому в случае большого перевеса следует сообщить эту информацию перевозчику как можно раньше, дабы избежать потерь во времени и соответственно простоев. Очень жесткие ограничения по весу и огромные штрафы за перевес действуют в портах США. Для компании Duferco – мирового трейдера стали – был разработан специальный маршрут из Санкт-Петербурга в Мексику. Склад получателя находился рядом с границей США. Быстрее и выгоднее было бы выгрузить его в Хьюстоне и далее везти на контейнеровозе до Монтеррея. Но вследствие большой загрузки контейнера было принято решение воспользоваться более длительным вариантом перевалки через мексиканский же порт Веракруз, где действуют более мягкие правила по перевозке тяжелых грузов.
МАРШРУТ ПЕРЕВОЗКИ Владельцы грузов хотят знать, во что им обойдется перевозка. К сожалению, нет общей базы цен на перевозку просто «из любого порта Китая» или «откуда-нибудь с Восточного побережья США». Обращаясь к перевозчику, будьте готовы назвать порт, а в случае доставки «от двери к двери» – индекс (zip-code) города, если город находится не в России. Иногда просто названия бывает недостаточно, потому как в США или Германии можно встретить пять городов с одинаковым названием, находящихся в диаметрально противоположных частях страны. Не забывайте указывать страну. В СНГ, оказывается, есть два города под названием Николаев – один в России, другой на Украине.
Сегментация клиентов с точки зрения перевозчиков Все клиенты компании-перевозчика по объемам перевозок делятся на сегменты, или категории. Глобальные клиенты (Global Customers). Эти клиенты могут не проявлять особой активности в том или ином регионе деятельности компании-перевозчика, но на каком-то направлении используют значительные мощности компании для перевозки своих грузов. В России это представительства всемирно известных компаний – Adidas, IКЕА, BAT и др. Эти компании могут обращаться в российские представительства мультинациональной экспедиторской компании несколько раз в год для перевозки одного контейнера. Тем не менее условия им будут предоставлены самые выгодные, потому что прибыль от сервиса, предоставляемого этим компаниям в мировом масштабе, может превышать бюджет на содержание иностранного отделения. Ключевые клиенты отрасли (Key Area Accounts или Key Area Accounts). В России в основном это компании, торгующие пиломатериалами, бумагой, алюминием. Наши лидеры-экспортеры попадают именно в эту категорию. Российских импортеров пока замечено не было. Экспедиторы (Forwarders) и прямые клиенты (Direct Accounts) – все остальные клиенты. Если экспедиторы за счет своих объемов могут претендовать на какие-либо льготы, то для прямых клиентов используют стандартные условия. Если требуется в какой-либо задаче расставить приоритеты, в первую очередь выполняются заявки глобальных клиентов, далее ключевых клиентов отрасли, а потом экспедиторов и прямых клиентов.
Последнее время все большую долю в грузообороте занимают перевозки из Китая, и транспортникам волей-неволей приходится заучивать трудно произносимые Гуанчжоу или Шенжень. И если произношение портов Ningbo или Yantian ни у кого не вызывает сомнения, то порт Qingdao имеет два варианта – Кингдао и Циндао. Также достаточно часто используемый в импортных поставках порт Тайваня Гаосюн по-английски пишется Kaohsiung. В таких случаях лучше давать названия портов на английском языке, а когда речь идет о Китае или Индии, обязательно указывать провинцию.
Графы коносамента Date – дата выпуска коносамента. Description of goods – описание груза. В особых случаях – данные о внешнем виде, состоянии и свойствах груза. Consignee – лицо, уполномоченное принять доставленный перевозчиком груз. Container No – номера контейнеров. Freight and Charges – цена перевозки. Gross weight – вес груза брутто. Notify – компания, которую надо оповестить о прибытии груза в порт. Number and kind of packages – количество и тип мест (паллеты, бочки, коробки и т. д.). Number of Original B/L – количество оригиналов коносамента. Ocean vessel – судно, на которое погружены контейнеры. Payable at. – кем оплачивается груз: отправителем или получателем. Place of receipt – место получения груза для перевозки. Place of delivery – место отгрузки. Пункт, из которого поставщик производит отгрузку товара покупателя. Если договором не предусмотрено иное, то юридический адрес поставщика считается местом отгрузки. Port of loading – порт погрузки. Порт, в котором производится погрузка судна. Порт погрузки обязательно указывается в контрактах, заключаемых на условиях FOB. Port of dischаrge – порт разгрузки. Порт, в котором производится разгрузка судна. Порт разгрузки обязательно указывается в контрактах, заключаемых на условиях CIF и CAF. Shipper – отправитель груза, экспортер – юридическое лицо, вывозящее товары в другую страну (преимущественно водным транспортом).
Итак, названиями пунктов отправления и назначения вы владеете, остается определиться с маршрутом. Если у вас есть какие-либо ограничения, обязательно проинформируйте перевозчика об этих условиях заранее. Пример: в день подачи контейнера для отправки груза из Москвы в Индию при экспортном таможенном оформлении неожиданно обнаружилось, что в контракте прописана только Выборгская таможня и только Котка в качестве порта отгрузки. Порт Санкт-Петербург и Балтийская таможня недосчитались очередного контейнера, экспедитору пришлось срочно переигрывать планы, а отправитель не уложился в сроки поставки и понес дополнительные потери. Есть такие страны, с которыми работает очень ограниченное число перевозчиков, например, Сирия и Куба. В этом случае проще обратиться к экспедитору, который работает с десятками морских линий и владеет информацией о возможности поставки, ее качестве и сроках по тому или иному направлению.
ПУТЬ ОТ ПОРТА К ПОРТУ При подтверждении нужного вам сервиса поинтересуйтесь маршрутом и количеством перегрузок на пути следования, а также количеством судозаходов в неделю. Ни один контейнер не может попасть сразу из Санкт-Петербурга в Хьюстон, так как океанское судно просто в силу свой осадки не сможет зайти в гавань 3-го района в Санкт-Петербурге. Фидерные суда, заходящие в порты Балтийского и Черного моря, собирают контейнеры для дальнейшей их аккумуляции в одном из крупнейших портов или портов перегрузки (transshipment). Примерами таких портов могут служить немецкие Бремерхавен или Гамбург, куда заходят как фидорные, так и линейные суда. Но и дальше груз может проследовать на своем пути еще через несколько портов. Выясните, имеется ли возможность попасть в порт назначения сразу после порта перегрузки, другими словами имеется ли прямой судозаход – это сэкономит время и уменьшит себестоимость перевозки. В порту может быть несколько терминалов с разными условиями хранения, и работающие только с определенными видами грузов. Несвоевременное извещение для морской линии о выгрузке контейнеров в Петролеспорту вместо I контейнерного терминала (ПКТ) Санкт-Петербурга стоило компании, импортирующей 500-тонное оборудование, несколько тысяч долларов – груз пришлось доставлять на нужный терминал фурами.
ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК И СТАВКА Чем больше объемы, тем ниже ставка. Это связано с облегчением работы с документами, со скоростью оформления документов. Стоимость выпуска товарно-транспортной накладной на 30 контейнеров равняется стоимости выпуска на 1 контейнер и заметно оптимизирует время оформления. В то же время нужно помнить, что отправка такой партией может вызвать некоторые проблемы – например, все 30 контейнеров могут идти несколькими лотами в связи с нехваткой мест на судах. К тому же одновременный заказ на 30 машин сможет подтвердить не каждый перевозчик. Небольшие, но постоянные объемы перевозок позволяют компании осуществлять грамотное планирование и контроль оборудования, рациональное заполнение свободных мест на судах. Не требуется дополнительных выяснений новых контактных лиц, все идет по разработанной и налаженной схеме. Соответственно экономятся временные ресурсы, что ведет к снижению себестоимости транспортировки и сказывается на ставке. Если взять те же 30 контейнеров, то может возникнуть ситуация, когда к сроку следующей поставки груза на 30 контейнеров не будет. Что делать? Накапливать груз или отправлять более мелкими партиями? Какой-либо универсальной рекомендации дать невозможно. Все зависит от каждой конкретной ситуации (направление, груз, ставка, наличие мест и судов, сезонность).
ГДЕ ПРОИСХОДИТ ОПЛАТА Обычно поиском компании-перевозчика занимается та сторона, которая платит за доставку. Но расходы за различные этапы доставки могут быть разделены между продавцом и покупателем или, что важнее для перевозчика – отправителем и получателем. Существует два вида оплаты: расходы, оплачиваемые отправителем (prepaid); расходы, оплачиваемые получателем (collect). По условиям купли-продажи груза FOB за доставку контейнера до порта и его погрузку платит отправитель. А за морской фрахт, все связанные с ним надбавки (BAF/CAF/PSS/ WRS/WSC) и расходы в порту выгрузки и дальнейшую доставку контейнера до склада платит получатель. Это связано с тем, что в странах Юго-Восточной Азии в некоторых портах оплата за терминальные работы взимается со стороны отправителя в местной валюте.
КАК «ЧИТАТЬ» КОТИРОВКУ Вы определились с тем, что вы хотите, и предоставляете транспортной компании запрос для просчета доставки вашего груза. Для удобства вы можете запросить ставку, представленную одной цифрой. Например, стоимость перевозки (FOB) от Шанхая до Санкт-Петербурга, включая терминальные работы, составит $4106.
Андрей Голубчик Генеральный директор компании «Транссибирский интермодальный сервис регион» Самое страшное наказание для экспедитора – это «зависший» в пути контейнер клиента, особенно если клиент ждет его уже недели две. То шторм на море, то пароход сломался, то документы перепутали, таможенник придрался. Если в течение года эти проблемы, как правило, сваливаются по одной, ну по две, то под Новый год обязательно соберутся все четыре, а может и пять-шесть. Объяснять что-либо заказчику в такой ситуации в высшей степени бессмысленно. Все равно действует святое правило: клиент всегда прав! 1 января 1997-го года я встречал в псковских лесах, на Пыталовской таможне (вот уж кто-то дал название этому забытому богом месту). 28 декабря доблестные таможенники задержали партию наших машин, шедших из Риги с грузом мебели. За что? За контрабанду! Связи нормальной с таможней нет, да и желания общаться с тобой по телефону тоже нет. 29-го сажусь в поезд, 30-го там. Прихожу в таможню, представляюсь, пытаюсь понять смысл происходящего... На границе инспектор досматривает одну из машин – там мебель, в CMR-накладной запись на нерусском языке – furniture. Инспектор читает: «ФУРНИТУРЕ»! Фурнитура, значить, открывает контейнер – мебель! Вывод? Правильно, контрабанда! В особо крупных размерах! Пять машин! На горизонте забрезжила медаль «За заслуги». Что мне стоило найти англо-русский словарь в крохотном и сонном Пыталове... А сколько пришлось выпить с доблестными таможенниками, которые требовали справку «из уполномоченной организации» о том, что furniture это и есть мебельѕ Последний поезд на Москву ушел в 18.35, я вышел из таможни в 19.00 31 декабря, но машины вытащил. Какой вывод? Учите языки! Да и вообще учитесь, это не стыдно даже в сорок с хвостиком и в пятьдесят. Не знать – вот это стыдно. Ведь мы же профессионалы, ну, по крайней мере, мы очень хотим сами в это верить
Но, если вам интересно понять ценообразование этой цифры, то попросите ставку с разбивкой, и вы сможете найти там несколько составляющих, значение которых одинаково для всех компаний, а некоторые обсуждаемы с конкретным перевозчиком. Например, в рассматриваемом случае океанский фрахт составил $3000; BAF – $460; CAF – 6,2% = $186; THC – $250; PSS – $220. Итого $4106.
Составляющие котировки Океанский фрахт. Провозная плата за перевозку грузов водным путем. Размер фрахта может оговариваться в каждом конкретном случае или исчисляться на основе грузового тарифа. Фрахт может взыскиваться за единицу объема или за единицу массы груза либо взиматься в виде люмпсума (провозная плата, взимаемая аккордно за все грузовое судно безотносительно к фактическому количеству перевозимого груза). Чем выше объемы, тем более низкую ставку фрахта может требовать клиент. Для глобальных клиентов она иногда может быть минусовой (например, компания приносит неплохой доход на заказах перевозок по другим направлениям). BAF (Bunker Adjustment Factor) – коэффициент изменения цен на нефть. Эта составляющая меняется несколько раз в год. Может взиматься в стоимостных единицах (долларах или евро), а может в процентном соотношении от суммы фрахта. Необходимо проверить, что входит в сумму фрахта, прокотированную перевозчиком. Например, часто в ставку фрахта добавляют стоимость погрузки или выгрузки (Liner In / Liner Out). В этом случае процент будет больше суммы, взятой в процентах только от океанского фрахта. B/L (Bill of Lading) – коносамент. Основной товарно-распорядительный документ на морском транспорте. В одном коносаменте может быть указан один контейнер или вся партия. Независимо от количества контейнеров плата берется за один коносамент. Отправлять всю партию по одному документу гораздо выгоднее, чем выпускать отдельный коносамент на каждый контейнер. В последнее время с развитием электронных технологий морские линии предлагают клиентам самим заполнять коносаменты и отправлять их через интернет. В этом случае минимизируется время на обработку коносамента, и перевозчик может вовсе отменить плату за выпуск коносамента. CAF (Currency Adjustment Factor) – коэффициент изменения курсов валют. Необходимо проверить, чтобы цифра, на базе которой он вычисляется, содержала только стоимость фрахта. На разных направлениях значения BAF и CAF различны. Скажем, при перевозке из российского порта Санкт-Петербург по трансатлантическому направлению CAF может применяться, а из порта Новороссийска он составит 0%. Новороссийск относится к портам Черного моря, а не Балтийского, и там применяются другие условия из-за различия состава стран-участниц внешнеэкономической деятельности и состава перевозчиков. Обычно ставки фрахта не включают BAF и CAF, а приводятся их текущие значения. Это делается для того, чтобы можно было зафиксировать фрахт на более долгий период, чем срок действия текущего BAF/CAF, и далее только корректировать эти изменяющиеся значения, регулируемые только ассоциацией. ISPS (International Security Port Surcharge) – надбавка за безопасность. Появившаяся в 2004 году надбавка, связанная с усиленными мероприятиями по осуществлению безопасного функционирования портов и их охраны. Составляет $6–10, что является незначительной частью от общей суммы, но при колоссальном грузообороте портов сумма становится весомой. PSS (Peak Season Surcharge) – надбавка на высокий сезон. Может действовать на очень популярном направлении из портов Китая и Юго-Восточной Азии в связи с большим спросом на этот сервис. Для своих постоянных клиентов перевозчики могут идти на уступки и не взимать PSS. В этом году была введена конференцией FEFC с 1 августа и планировалась до конца октября. Размер составлял $55 за 20' и $110 за 40'. 5 октября была отменена большинством участников конференции. THC (Terminal Handling Charges) – терминальные работы. Услуги по погрузке и выгрузке контейнера с борта судна на контейнерный терминал. WRS (War Risk Surcharge) – военная надбавка. Плата за риск за возможные военные действия в районах повышенной военной активности. Распространяется, к примеру, на некоторые порты Африки, Израиля. WSC (Winter surcharge) – зимняя надбавка. Действует при перевозках через порт Санкт-Петербурга в период с октября по май. Компенсирует работу ледоколов и проведение антиледовых мероприятий. Прошлая мягкая зима помогла многим клиентам данных линий избежать этой надбавки.
ОФОРМЛЯЕМ КОНОСАМЕНТ По коносаменту доставка товаров по воде осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами, содержащимися в Международной конвенции об унификации условий коносаментов от 25 августа 1924 г., если не применяется какое-либо иное государственное право. Само понятие коносамента, его необходимые реквизиты и условия составления определены в Кодексе торгового мореплавания. Коносамент выписывается в нескольких экземплярах, один из которых вручается отправителю после приема груза и выхода судна из порта отгрузки. При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры становятся недействительными. Получение груза может происходить по трем основным сценариям в соответствии с типом коносамента – именным, ордерным или на предъявителя. Итак, все вопросы согласованы, цены установлены, контракт подписан. Хочется надеяться, что это долгосрочный и взаимовыгодный контракт. И через какое-то время вы сможете смело причислить себя к акулам транспортной системы мировых морских перевозок. Удачи!
Дмитрий Лагун Директор AsstrA Associated Traffic AG В уходящем году одним из самых больших сюрпризов стал резкий сбой сезонных тенденций. Традиционно затишье в транспортной сфере наступает в зимние месяцы, сразу после Нового года, и заканчивается в начале весны, а лето считается «мертвым сезоном» с низкими ценами на транспортные услуги. Осенью стоимость грузоперевозок резко возрастает, достигая своего пика к концу декабря. В этом году уровень цен летом и общую ситуацию с нехваткой машин, в частности при автомобильных перевозках между странами СНГ, Прибалтики и Европы, можно было сравнить с осенью прошлого года. Так что лето 2005 года выдалось исключительно «горячим». Рост цен продолжился и в осенние месяцы, поэтому в прогнозе ситуации на 2006 год рекомендуем вам учитывать то, что общий уровень стоимости фрахтов снижаться уже не будет. Если рассматривать перевозки в Россию и из России, рост стоимости транспортных услуг был также обусловлен еще одним событием 2005 года – весенним скачком цен на топливо. Таким образом, расценки на перевозки грузов автомобильным транспортом, остающимся одним из наиболее задействованных способов доставки импортных и экспортных грузов в/из России, существенно увеличились, ведь стоимость топлива составляет до 30% общей стоимости перевозки, а цены на него подскочили чуть ли не вдвое. В мировом масштабе весьма заметным событием стало приобретение компанией Maersk 51,1% акций Royal P&O Nedlloyd NV, дополнительно к уже имевшимся в распоряжении компании пакетам. В результате в руках Maersk оказались 95,6% уставного капитала P&O Nedlloyd. Логичным последствием такого шага стало усиление монополизации мирового рынка комбинированных перевозок грузов (по расчетам аналитиков, доля Maersk на мировом рынке увеличилась до 17%). В заключение хотелось бы пожелать читателям журнала «ЛОГИСТИК&система», клиентам, поставщикам, партнерам группы компаний AsstrA, а также всем нашим коллегам по сфере деятельности удачи, стабильности, успехов и исключительно хороших новостей в 2006 году
Ольга Блаут Менеджер в мультинациональной экспедиторской компании Статья опубликована в журнале: № 12 декабрь 2005 г.
|