СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

СКЛАД ЗАКРЫТ

#вируспруденция обнулила вообще всё!

 

Реклама на сайте                   

 

 

О целесообразности страхования экспедиторской ответственности

 

Экспедитор выступает связующим звеном в технологической цепи "клиент - логистическая компания - перевозчик". Практикой работы доказано, что наличие экспедиторской службы в упомянутой цепи служит необходимым и достаточным условием качественной доставки грузов, и исключать это звено нецелесообразно.

При оформлении договорных отношений между клиентом и логистической компанией у первого часто возникает вопрос: страхует ли данная фирма свою ответственность? Вопрос понятен, поскольку клиент хочет иметь какие-либо гарантии сохранности своего груза при транспортировке. И нередко ему даже не очень-то и ясно, каковы они, гарантии. Однако знание того, что партнер сможет в случае недостачи, порчи или хищения груза при перевозке компенсировать понесенный ущерб с помощью страховой фирмы, вселяет в клиента уверенность в целесообразности работы с конкретной логистической компанией. Перевозчик же в плане страхования находится на полярной позиции по отношению к клиенту, что также вполне объяснимо. Ведь он юридически защищен от всех возможных катаклизмов, например Уставом автомобильного транспорта. Эта защита позволяет перевозчику избежать дополнительных затрат, связанных со страхованием ответственности, тем более что ему приходится страховать свой подвижной состав.

А что же, собственно, логистическая компания? А она поставлена в условия, когда не может не страховать свою ответственность по определению: клиент требует гарантии сохранности груза, а перевозчик практически ее не гарантирует.

Сохранить же груз в последнее время становится все сложнее и сложнее. Дело в том, что заметно ухудшилась криминальная обстановка на дорогах. Достаточно сказать, что даже в Москве, не говоря уже о регионах, участились случаи разбойного нападения в дневное время на водителей большегрузных автомобилей с целью похищения груза. Не составляют исключение и преступления, связанные с угоном загруженных автотранспортных средств мошенническим путем, когда злоумышленники работают по поддельным документам. Учитывая тот факт, что стоимость доставляемых грузов не сопоставима с финансовыми возможностями того или иного экспедитора, последний стремится найти надежного партнера среди страховых фирм.

Однако именно криминальная обстановка благоприятствует тому, что страховые компании стремятся предоставить свои услуги и возможности в наилучшем виде. Услуга страхования экспедиторской ответственности при перевозках по территории России появилась сравнительно недавно. И далеко не все страховые компании имеют опыт в таком деле. Вот почему многие страховые агенты или менеджеры по продажам услуг компаний-страховщиков часто плохо себе представляют, что означает страхование ответственности, сбиваясь в дискуссиях и переговорах на страхование международных перевозок или страхование грузов, хотя последнее, по сути, весьма созвучно со страхованием ответственности. Огромное желание заполучить логистическую компанию в качестве клиента с соответствующей выплатой единовременной страховой премии толкает упомянутых агентов на любые обещания, лишь бы достичь своей цели. В данной связи следует понимать разницу: страховой случай при страховании груза наступает, если доказано, что с грузом что-то случилось. Обычно подтверждением служит возбуждение уголовного дела. Если страховщик говорит о выплате по справке в случае обращения в органы МВД - это неправда, поскольку закон о страховании требует именно факта возбуждения уголовного дела, добиться чего чрезвычайно тяжело.

Подобные преступления практически не раскрывают, а иметь "висяк" в своей отчетности ни одно подразделение МВД не хочет. Страховым случаем по страхованию ответственности за груз является не только доказанное событие, что с грузом случились неприятности, но и то, что еще к тому же наступила ответственность логистической компании.

Следует помнить, что именно в страховой компании, как нигде, проявляется диалектический закон единства и борьбы противоположностей. Любую такую фирму по функциональной направленности ее деятельности фигурально можно представить как двуликое здание. Фасад представляет собой сверкающие зеркальные витрины с золотым обрамлением, а тыльная часть - ощетинившуюся долговременную огневую точку. Первая составляющая - это агенты и руководители отделов продаж страховых услуг, вторая - отделы экспертиз по страховым возмещениям и юристы компаний. Объективно все понятно, так как ни одна страховая компания не стремится увеличить свои убытки за счет страховых выплат.

Как правило, страховые агенты, рекламируя свою фирму, в качестве аргумента приводят рейтинг компании, регулярно публикуемый в прессе. Согласно приводимым данным рейтинг составляют по величине страховой премии. Чем премия выше, тем, стало быть, больше у страховщика клиентов, а следовательно, представительнее организация. Кроме того, позицию в рейтинге определяют и по величине выплат. Чем их больше, тем как бы надежнее страховщик. Причем уместно обратить внимание на то, что рейтинговые показатели компаний по проценту страхового возмещения применительно к страхованию ответственности далеко не одинаковы.

Может возникнуть вопрос, что, вероятно, у некоторых страховых фирм просто нет страховых случаев? С этим трудно согласиться, что подтверждает реальная ситуация на дорогах, а опыт страхования экспедиторской ответственности показал, что отдельные страховые компании при наступлении страховых случаев стараются не производить страховые возмещения, изыскивая любые возможности для того, чтобы избежать исполнения своих обязательств по заключенным договорам.

Так где же надо быть особенно внимательным при выстраивании отношений со страховой фирмой? Прежде всего - при составлении и заключении договоров на добровольное страхование экспедиторской ответственности.

Очевидно, что до того как приступить к работе над договором, следует поинтересоваться, а есть ли у компании лицензия на страхование экспедиторской ответственности. Некоторые из них, предлагая подобный вид страховых услуг, иногда такого разрешения не имеют, и либо пытаются предложить взамен лицензию на страхование грузов, либо получают разрешение уже после заключения договора. И если страхователь не спросит, не всякий страховщик сочтет нужным проинформировать, что именно конкретный вид страхования в данный момент невозможен. В практике перевозочного и логистического бизнеса предостаточно примеров, когда солидная страховая компания подписывает договор на страхование ответственности, а потом отказывает в выплате страхового возмещения по причине отсутствия лицензии на такой вид деятельности.

Варианты договоров на добровольное страхование гражданской ответственности экспедитора, предлагаемые различными страховыми компаниями, предусматривают страхование тех рисков, избежать которых логистическая компания заинтересована прежде всего. В частности, это следующие риски:

- физическая гибель или повреждение грузов в процессе перевозки;

- утрата груза или его части при транспортировке и временном хранении;

- кража, грабеж, разбой и другие противоправные действия третьей стороны, пропажа транспортного средства без вести;

- утеря контейнера, принадлежащего третьему лицу;

- засылка контейнера в неизвестном направлении;

- неправильная засылка груза, а также выдача груза неправомочному лицу представителями перевозчика при условии, что страхователь получил от грузовладельца и передал перевозчику точный адрес доставки груза для нахождения адреса и идентификации грузополучателя.

В то же время согласно предлагаемому страховыми компаниями страховому договору событие не признают страховым случаем, если:

- претензия третьего лица (грузовладельца) связана с недостачей груза, если последний прибыл с неповрежденными (без следов вскрытия) пломбами грузоотправителя, установленными на транспортном средстве (полуприцепе, контейнере);

- предмет претензии - нарушение экспедитором порядка приема-сдачи груза;

- убытки возникли вследствие умышленных действий (бездействия) страхователя, направленных на причинение вреда.

Под умышленным вредом понимают совершение страхователем сознательного действия или его бездействие, когда с достаточно большой долей вероятности можно ожидать наступление убытка. Казалось бы, все должно устраивать логистическую компанию в условиях договора страхования, однако именно здесь-то и таится опасность. Так, например, во многих договорах страхования есть положение, согласно которому страхователь (логистическая компания) не имеет права принимать претензии третьего лица (читай - клиента) при отсутствии письменного заключения страховщика касательно обоснованности предъявленной претензии. Причем срок предоставления такого заключения не определен.

Пример из жизни. В течение четырех месяцев страховая компания не выносила положительного или отрицательного решения о выплате по факту хищения груза, ссылаясь на то, что эксперт, выносящий вердикт, в данный момент отсутствует, болен, находится в командировке, и только он имеет соответствующие полномочия.

Что означает для экспедитора невозмещение клиенту его ущерба при такой неопределенности? Это, во-первых, потеря клиента; во-вторых, ярлык безответственного и непрофессионального партнера. А теперь скажите, какой из двух вариантов способствует процветанию компании и бизнеса в целом? Согласно пункту договора о непризнании претензии страховщиком по факту хищения груза при наличии пломбы страховщик не возмещает ущерб, даже если юридически такой факт доказан. То есть даже постановление о возбуждении уголовного дела по факту хищения груза, например, из контейнера при неповрежденной пломбе, не убедительно для страховой компании.

К сожалению, в настоящее время криминал достиг такого размаха и технического совершенства, что имеют место случаи проникновения в контейнер и хищения груза без повреждения пломб. Однако это противоречит указанному положению договора страхования экспедиторской ответственности и, как следствие, приводит к отказу в страховом возмещении.

Весьма любопытен пункт, присутствующий во многих договорах. Он гласит, что страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения, если страховой случай связан с причинением вреда имуществу третьего лица и наступил вследствие умысла страхователя, его служащих, агентов или других лиц, которых он привлекает для экспедирования.

Пример из жизни. Cовершено хищение из железнодорожного контейнера. Следствием установлено, что водитель контейнеровоза работает в автоколонне, монопольно работающей на рынке, а перевозки, осуществляемые автоколонной, лоббируют сотрудники железнодорожной станции. Также выявлен факт, что водитель является сообщником преступной группы, занимающейся хищением грузов. Вывод страховой компании потрясающий: водитель контейнеровоза - сотрудник автоколонны, связанной с логистическим оператором рядом договоров (логистическая компания - железнодорожная станция - автоколонна - водитель), и тем самым представляет интересы логистического оператора. Вывод: "В выплате претензии отказать".

АвтоТрансИнфо

 

См. также СКЛАД ЗАКОНОВ О СТРАХОВАНИИ В ЛОГИСТИКЕ

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования