|
Закон не сделает наши дороги лучше
Закон об автомобильных дорогах есть, а вот дорог как не было, так и не планируется. Его основная функция регламентировать взаимоотношения между чиновниками при освоении средств, выделенных на строительство и ремонт автодорог, а не строить дороги.
В конце прошлого года был подписан закон о дорогах, а именно Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Данным законом устанавливаются единые правовые основы деятельности, связанной с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием и использованием федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов РФ, муниципальных и частных автомобильных дорог, а также управления ими. Так, Федеральный закон закладывает основы классификации автомобильных дорог в РФ, определяет компетенцию органов власти в области дорожного хозяйства, упорядочивает систему прав и обязанностей организаций и граждан, использующих автомобильные дороги, участвующих в их эксплуатации или развитии, в том числе на платной основе с привлечением частных инвестиций. Впервые на законодательном уровне определяются основные понятия в области дорожного хозяйства, такие как: автомобильная дорога, автомобильная дорога общего и необщего пользования, владельцы автомобильных дорог, дорожные сооружения, пользователи автомобильных дорог, полосы отвода, придорожные полосы, объекты дорожного сервиса. В целях организации дорожного сервиса предусматривается обустройство автомобильных дорог объектами дорожного сервиса, предназначенными для обеспечения нормальных условий труда, питания и отдыха участников дорожного движения, их безопасности, а также для оказания иных услуг участникам дорожного движения. Федеральный закон закрепляет гарантии прав пользователей платных автодорог. Помимо установленного принципа обязательного альтернативного бесплатного проезда, уполномоченными государственными или муниципальными органами устанавливается предельная плата за проезд по платным автомобильным дорогам.
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, а именно: - полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности; - планирование и осуществление дорожной деятельности; - проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог содержание автомобильных дорог; - прокладку и переустройство инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог; - пересечение автомобильных дорог железнодорожными путями; - обеспечение автомобильных дорог объектами дорожного сервиса; - мобилизационную подготовку автомобильных дорог; - особенности использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог - финансирование дорожной деятельности; - и т.д. Другими словами данный закон регулирует права и обязанности чиновников в области дорожного строительства, эксплуатации автодорог и сопутствующей инфраструктуры.
В комментируемом законе есть Статья 31. Движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Однако в ней регламентируются только полномочия госорганов по выдаче «специальных разрешений», по определению порядка "возмещения вреда" и по определению размера этого вреда. Сам Порядок проезда транспортных средств, перевозящих опасные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам, определяется в УАТиГНЭТ и соответствующих Правилах перевозки грузов. В настоящий момент новые правила перевозки грузов еще не приняты, а старые редакции не соответствуют сегодняшним реалиям и в том числе действующим международным нормам.
Кроме этого, Федеральный закон вводит ряд изменений в 11 законодательных актов РФ. В том числе, внесены изменения в статьи Бюджетного кодекса, предусматривающие зачисление в бюджеты соответствующих уровней доходов от государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства (ранее ни каких пошлин не было), осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Изменениями в Налоговый кодекс РФ установлены размеры такой государственной пошлины: за выдачу разрешения на опасные грузы - 400 руб., на тяжеловесные и (или) крупногабаритные - 500 руб.. К важным новшествам, прописанным в новом законе, можно отнести, изменения вносимые в КоАП РФ, которые устанавливают административную ответственность за отсутствие этого самого "специального пропуска". При отсутствии этого самого "специального пропуска", в случае, если получение такого пропуска обязательно, то на граждан налагается ответственность в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, и кроме этого еще и на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Итого за езду без "специального разрешения" около полумиллиона штрафов. И это при том, что действующим в Российской Федерации законодательством (Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утверждена Минтрансом РФ, МВД РФ и Федеральной автомобильно-дорожной службой РФ 27 мая 1996 г.) введены ограничения, которые по своим параметрам превышают как европейские, так и принятые Российской Федерацией в Соглашении о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств – участников СНГ. Кроме того изменения, вносимые в КоАП РФ, устанавливают административную ответственность за нарушение использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.
Что же касается ответственности госслужащих, то она, согласно закону, минимальна. Что, в общем-то, является традицией для России. Для граждан за нарушение законодательства РФ об автомобильных дорогах предусмотрена гражданско-правовая, административная, уголовная и иная ответственность, а для органов государственной власти или органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов – только обжалование в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке. Лично я считают, что этот закон абсолютно никак не облегчит жизнь автоперевозчикам и не сделает наши дороги лучше. Его основная функция регламентировать взаимоотношения между чиновниками при освоении средств, выделенных на строительство и ремонт автодорог, а не строить дороги.
Что в действительности подтверждается материалами с расширенного заседания коллегии Минтранса РФ от 24 марта 2008 года "Об основных итогах социально - экономического развития транспортного комплекса, геодезии и картографии в 2007 году, задачах на 2008 г. и среднесрочную перспективу до 2010 г.", опубликованными на сайте означенного министерства.
Закон об автомобильных дорогах есть, а вот дорог как не было, так и не планируется. Действующая в настоящее время система управления дорожным хозяйством не отвечает современным требованиям. И это вопреки тому, что по данным того же Минтранса, в 2007 году продолжилась тенденция изменения структуры объема грузовых перевозок в пользу автомобильного транспорта. Сегодня на автомобильный транспорт приходится 47% грузов, перевезенных всеми видами транспорта. И вообще, за последние 10 лет рост уровня автомобилизации в стране в 5 (пять) раз превышает прирост протяженности федеральных и региональных автомобильных дорог.
Примечательно, что 2007 год стал для транспортной отрасли прорывным в области законопроектной и нормативной деятельности, в том числе и в дорожной области. Так, например, Порядок временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения был принят еще за полгода до принятия комментируемого закона Приказом Минтранса РФ от 10 апреля 2007 г. N 41 и в принципе ему не противоречит. (К чему приведет данный приказ см. также статью Весенний отпуск перевозчика, опубликованную в № 3 за 2008 год). А вот Административный регламент Федерального дорожного агентства по предоставлению государственной услуги по расчету платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 31 июля 2007 г. N 106, придется несколько видоизменить, так как "плата за перевозку тяжеловесных грузов" согласно указанного закона теперь именуется "возмещением вреда".. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 539 утверждены нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правила их расчетов. И т.д. Но, несмотря на принятую еще в прошлом году законодательную основу обеспечения развития автодорожной отрасли, фактически как такового реального механизма реализации этого развития до сих пор так и не было создано. Отсутствие этого реального механизма естественным образом отразилось на "грандиозных" планах Минтранса России. Об этих "грандиозных" планах на ближайший год министром было с помпой доложено первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Сергею Иванову на расширенном заседании коллегии Минтранса РФ от 24 марта 2008 года. Отрасль порадовали, что на ее развитие будут направлены колоссальные средства, да и задачи поставлены тоже глобальные. В 2008 году планируется обеспечить ввод в эксплуатацию более 850 км автодорог. Напомним, что в кризисном 1998 г. было введено в действие 917 км федеральных дорог (но об этом естественно глава Минтранса скромно умолчал). Самое главное чтобы хватило средств на эти "колоссальные" обещания означенного министерства. О средствах естественно, также шла речь на этом совещании. Чиновники поделились планами на ближайший год и огласили планируемый объем инвестиций. Министр транспорта И.Левитин сообщил, что в 2008 году на развитие транспортной отрасли бюджетом отпущено 452 млрд. рублей. Кроме того, по словам Левитина, наряду с бюджетным финансированием Министерством принимаются меры и по привлечению иных источников для развития транспортного комплекса. Так, например, в соответствии с ФЦП «Модернизация транспортной системы России» доля финансирования из федерального бюджета в 2008 году составит только 29 процентов. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и собственных средств транспортных предприятий будут профинансированы мероприятия программы в размере, превышающем 600 млрд. рублей. В 2008 году в рамках 7 бюджетных целевых программ субъектам Российской Федерации будет предоставлено более 98 млрд. рублей. Для сравнения: объем бюджетного финансирования в сфере транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии в 2007 году составил 296,3 млрд. рублей.
Несмотря на то, что на дорожную отрасль выделяются такие громадные средства, Россия остается единственной страной, в которой ямы на дорогах по ГОСТу. "Согласно ГОСТ Р 50597-93, размеры ям не должны превышать 15 см по длине, 80 см по ширине и 5 см по глубине" В России две напасти: внизу - власть тьмы, а наверху - тьма власти.
Владислав Артамонов Статья опубликована в журнале "Логистика и управление" №04/апрель 2008 г. См. также: Закон об автомобильных дорогах. Жить стало легче? Реквием или Северный завоз в закрома родины.
|