СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

Две беды России (взгляд обывателя)

 

Как сказал классик: В России две беды – дураки и дороги. А так как жизнь в России от простого человека никогда и не зависела, то имеет смысл поговорить о дураках-чиновниках и о дорогах, о которых так чиновники «пекутся».

 

Начнем с дураков.

"Дурак" - в старорусские времена (еще до крещения Руси) это имя давалось ребенку (младшему в семье) с рождения и до его совершеннолетия или до рождения другого ребенка. Таким образом, люди хотели ввести в заблуждение злых духов и богов, отвести от них беду. Значение этого слова было - младший, не смышленый, не путевый (не вставший еще на свой жизненный путь), а не ругательное (как у нас сейчас принято считать). Отсюда и в сказках младший сын всегда был Иван-дурак.

Вот поэтому я чиновников в Правительстве дураками и считаю. Несмышленые они, дальше своего носа (ведомства) не видят! Мы еще к этому вернемся.

 

Дороги. Дороги в России были всегда! Качественных дорог не было никогда! Почему? Почему такая великая страна, с ее обширными территориями, не может иметь хороших дорог в достаточном количестве?

В достаточном для кого? Для народа? А властям всегда было начихать на свой народ! Дороги нужны были чиновникам, для того, что бы перемещать грузы из одного планового предприятия на другое. Соответственно и строились дороги от предприятия к предприятию, а не от населенного пункта к населенному пункту. Исключения, разве что составляла дорога С-Петербург – Москва. Там царские особы перемещались. Ну, дак и у нас сейчас дороги до загородных резиденций правителей и чиновников соответствуют всем ГОСТам и нормам.

Мы поговорим о других дорогах. О тех дорогах, по которым эти чиновники предпочитают не ездить, а если и выезжают, то обязательно с кортежем, в сопровождении мигалок. Видимо просто так по ним (дорогам) передвигаться уже нельзя! Да и практика показывает, что выезд «величественных» особ без кортежа, ведет к авариям на дороге с участием этих самых особ.

И так. Чего там с дорогами то не так? Вроде и ГОСТы есть, и СНиПы, и специалистов готовилось в нашей стране предостаточно.… Но воруют у нас! Воруют песок, щебень, бетон, асфальт, рабочее время (столь необходимое для выполнения работ по строительству этих дорог). Даже метры и сантиметры от ширины и протяженности этих дорог и то воруют! Ну работяга то украсть сможет, но вот сколько? Я думаю, что не то количество материала, которое способно уменьшить несущую способность дороги. Тогда кто? Все правильно – чиновник. Будь то директор, главный инженер, или чиновник, распределяющий средства на строительство, содержание и ремонт. Для обывателя все они чиновники.

Ну ладно, строили – украли. Не вернешь. Но при чем тут граждане то страны, рядовые обыватели? Почему нам еще раз пытаются «продать» то, что не доворовали?

Объяснюсь. Каждый год население страны, имеющие в своей собственности автомобили, платит транспортный налог. И не только население, но и фирмы и организации. До времен «великой перестройки» все деньги, получаемые от этого налога, шли на строительство, ремонт и содержание дорог. И деньги, я вам скажу, не малые. И тратить их, на другие цели, было запрещено! И правильно. Деньги ведь люди платили за транспорт, а он, как известно, передвигается по дорогам.

Но наступила перестройка. И Правительству понадобились деньги на пенсии, на оборону, на вновь созданное МЧС… и Правительство издало постановление, позволяющее эти деньги спокойненько «распилить» между другими ведомствами. И распилили. Распилили так, что на дороги деньги попросту перестали выделяться. Во всяком случае, те суммы, которые в этот период выделялись деньгами назвать было бы смешно.

Но чиновникам было не до смеха. Как это? Привыкли иметь с дорог в виде разворованных метров и сантиметров песок, щебень, бетон и асфальт, а тут такое урезание. Да и дороги все равно в порядке содержать приходилось (хотя значение слова «порядок», у обывателя и чиновника, разные). Что-то надо было делать. Где денег еще собрать? Как? Ввести еще один налог – народ не поймет. И подумалось им, а чего бы не продавать эти километры убитых дорог тем, кто по ним ездит? Легковушникам – опасно! Вон их сколько! И тут взгляд метнулся в сторону крупнотоннажного транспорта. Благо отрасль эта начала с колен потихоньку подниматься.

И придумала дурная голова закон, который позволял взимать проездную плату за проезд по дорогам (строительство которых мы и деды наши давно уже проплатили), формулировку придумали: компенсация вреда. Какого вреда? ГОСТ явно указывает, что все дороги определенной категории (а мы ведем речь про федеральные и региональные дороги) проектируются и строятся с допустимой нагрузкой на ось 10 тонн. Про общий вес т/с речи вообще не идет.

Ну это для дорог где ни чего не разворовано – подумал чиновник и ограничил эту самую нагрузку. Более того, разрешил своим указом деньги собирать, за эти самые законные 10 тонн.

Ну а что бы и местным чиновникам было с чего «подкормиться», и им дал право на «своих» дорогах свои ограничения устанавливать.

И началось! Кто во что горазд. Едет водитель – везет свои положенные 10 тонн на ось.

Вдруг знак, 6 тонн на ось! Что, как, почему?

А это наша дорога! Мы тут столько украли, что реально по ней провести можно только 6 тонн на ось. А за то, что мы украли тогда и сейчас нам воровать неоткуда – мы с тебя желаем получить, в виде компенсации вреда!

А что бы водитель не артачился и органы МВД вопросов не задавали, чиновник и органы эти самые подключил. Водителя штрафовать или прав лишать! И бдеть! Бдеть пока мы тут Конституцию нарушаем, прикрываясь федеральным законодательством!

При чем здесь Конституция? Да при том. Конституция ведь не для дураков-чиновников писалась. Для простых граждан. И написано в этой Конституции:

 

Статья 74

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

 

Вот и придумал чиновник новый федеральный закон. Он должен и обезопасить родную страну, и о жизни и здоровье людей позаботиться. Ну и конечно же природу сохранить и культурные ценности. И назвал его чиновник «О временном ограничении движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам» (Постановление Правительства РФ от 20 марта 2006 г. N 144; Приказ Минтранса РФ от 10 апреля 2007 г. N 41  - прим. СЗ). Ну и приказ к нему «О введении периодов временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2008 году»

От чего обезопасить и от чего и кого защитить не указали. Наверное, от нас с вами.

А как еще расценить тот факт, что чиновники фактически закрывают Россию для доставки товаров по дорогам страны. Ну нельзя в весенние периоды перевозить по нашим дорогам продукты и другие товары! Маленькими машинками – можно, большими нельзя! А то что себестоимость перевозок вырастет и отразится на конечной цене товара? А то, что нет такого количества малотоннажного транспорта способного обеспечить регионы?

А нам, дуракам, закон не писан! Пускай народ опять привыкает всего впрок покупать. А то, что фабрики и заводы встать могут это тоже не наша забота. Мы о вашей безопасности позаботились? Позаботились! А о пропитании сами заботьтесь. В Конституции не написано, что мы вас должны кормить, да еще и по низкой цене. И про фабрики и заводы в Конституции не прописано.

И ведь как позаботились то? Например, из Москвы на Архангельск нельзя будет проехать с 10 апреля до 24 мая - 45 суток. Сколько «Газелек» и «Бычков» нужно отправить из Москвы в Архангельск, что бы обеспечить город продовольствием и прочими товарами? Куда там Ломоносов со своим обозом! Не кончаемый поток машин! А производителям чего в это время делать? ЦБК пусть возят бревна на «Газельках» и «Бычках»? А рулоны с бумагой на велосипедах?

Дураки у нас чиновники! Ох, дураки! Отсюда и дороги такие.

Да и мы, наверное, не слишком умные. Раз имеем такое Правительство и по таким дорогам безропотно ездим.

Остается еще на русский менталитет надеяться. Нельзя долго испытывать терпение русского человека! Нельзя.

 

О безопасности дорожного движения.

 

Последнее время в печатных изданиях, по телевидению, с высоких трибун, все чаще слышим про борьбу с аварийностью на дорогах, про увеличение штрафов, а первые лица ГИБДД стали настолько популярны, что по частоте появления их на страницах газет, журналов и на телевидении, уступают разве что Путину и Медведеву.

Давайте спокойненько разберемся, чего же не так у нас, в государстве Российском, что люди гибнут десятками тысяч в год. Почему у нас так высока аварийность и смертность на дорогах? Каковы причины и какие меры необходимо предпринять для изменения ситуации в лучшую сторону.

 

Статистика.

Статистика знает все, как сказано в бессмертном романе «Двенадцать стульев». Но так ли уж она беспристрастна? Когда многие автовладельцы подсчитывали осеннее подорожание цен на топливо в процентном соотношении и насчитывали до 25%, наша «беспристрастная» статистика выдала результат: 5,8% по бензину и 8,1% по диз.топливу. Может они считают по тем данным, которые им властные структуры дают? Может быть.

Какое отношение имеет статистика к безопасности дорожного движения? Очень большое! Именно учитывая статистические данные, в «просветленных» головах рождаются всяческие идеи как ее, аварийность, снизить. Но причины аварийности, ни кто толком и не анализировал. По каким цифрам анализировать? Ведь цифры им предоставляют сотрудники ГИБДД. А вот насколько они объективны, давайте и разберемся.

За 2007 год в Российской Федерации произошло 233 809 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 33 308 человек, а 292 206 человек получили ранения.

15 593 (6,67%) ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, 43 645 (18,66%) ДТП произошло по вине пешеходов.

 

А вот теперь внимание!

43 825 (18,74%) ДТП произошло из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. В этих ДТП погибло 6 715 (20,16%), ранено 54 634 (18,7%) человек. Для сравнения. Число погибших в ДТП из-за нарушения ПДД водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения составляет 2 555 (7,67%) человек, раненых 22 703 (7,77%)

Если учесть, что в обязанность ГИБДД входит контроль за содержанием дорог, то можно смело утверждать, что добрая половина ДТП произошедшая из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог, записывается в ДТП совершенными водителями из-за нарушения ими ПДД.

 

Ведь написано в ПДД:

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

 

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Вот и пишут в протоколах: «Водитель не учел дорожную обстановку и …» Ну, короче, виноват водитель, а не инспектор который обязан следить за дорогой.

 

ГИБДД

ГИБДД, как структура, орган бесспорно нужный и полезный. И все ведомственные приказы и наставления прописаны четко и понятно. Но вот задачи Дорожной инспекции, отраженные на официальном сайте ГИБДД, меня немного смутили. Вот что написано: «Служба дорожной инспекции и организации движения Госавтоинспекции осуществляет контроль за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения». Да и начиналось все с Инструкции "Об организации Рабоче-Крестьянской милиции" где было предписано "наблюдение за исправным состоянием дорог, мостов, гатей, улиц, площадей, а также надзор за порядком движения на них".

Что же получается? Значит сотрудники ГИБДД обязаны не только стоять с радаром (а теперь еще и у сплошной линии разметки) на тех участках дороги которые считаются более или менее в сносном состоянии раз позволяют передвигаться со скоростью большей чем предписано ПДД, а еще и еще и следить за состоянием тех участков где и рад бы, да не разгонишься.

А что имеем мы, на дорогах. Если на перекрестке образовалась пробка, если на дороге висит щит с надписью «Аврийно-опасный участок дороги» или дорога находится в таком состоянии, что проехать по ней со скоростью более 40 км/ч сможет позволить себе лишь самоубийца, то можно смело утверждать, что там сотрудников ГИБДД мы не встретим. Так же мы не найдем ни одного случая привлечения к административной или дисциплинарной ответственности сотрудника ГИБДД, на чьем вверенном участке из-за неудовлетворительного состояния дорог произошло ДТП. Нет. Цели и задачи, которые руководство страны ставит перед сотрудниками ГИБДД совсем другие!

 

Деньги! Стране (власти) нужны деньги. Поэтому и задачи перед сотрудниками ГИБДД ставятся в лучших традициях «застойных» пятилеток. План. Руководству нужен план. И не важно, какими способами и методами рядовой сотрудник этот план будет выполнять – главное выполнит. Вот и рождаются протокола с «мертвыми душами» и лишаются прав люди ни когда этих прав не имевшие. Вот и «дерет» сотрудник ГИБДД с водителя три шкуры… Ведь есть в КоАП строчка в ряде статей: «предупреждение или штраф…» Много ли «предупреждают»? Да и как «предупреждать» если в бюджеты всех уровней, еще на стадии подготовки (а потом рассмотрят и утвердят), отдельной строкой доходов прописываются поступления от штрафов. Народ еще ни чего не совершил, а план уже спущен. Вот так. Без вины становимся виноватыми.

Ну а что бы наполняемость бюджетов была ощутимей – увеличим штрафы! Народ то наивный полагает, что сделано это исключительно для снижения количества нарушений ПДД и снижения аварийности на дорогах. Но вот о дорогах, почему, то забыли! Вернее о штрафах для тех, кто обязан следить за их состоянием. За эти нарушения штрафы оставили прежними. Но мы, то видели, какой процент аварий происходит из-за ненадлежащего качества дорог. А сколько людей гибнет, и получают увечья? Значит пьяный за рулем преступник, а тот, кто дороги не содержит и тот, кто не следит за их состоянием, нет? А пешеходы? Для них штрафы подняли так же? Конечно же нет! Ведь пешеходом может оказаться кто угодно, но, скорее всего ребенок или пенсионер. С водителя и получить штраф проще, да и не обеднеет он – раз на машину деньги нашел.

 

Взятки.

Взятки в России были всегда. Их давали борзыми щенками, подношениями к дню рождения, и наконец банально деньгами. Вот как описывают историки проблему взяток в царской России:

«При этом лишь император Николай I мог позволить себе слова: «Я думаю, во всей России только я один не беру взяток», но ряд действительно честных и обеспеченных личным имуществом и жалованием высших сановников действительно их не брали. И все же такое положение вещей стимулировало как карьеризм, так и процветавшее (во многом вынужденное) казнокрадство и взяточничество чиновников низших классов. И даже чины Особого совещания по делам государственной службы весной 1857 г. Констатировали, что «чувства справедливости и человеколюбия почти не дозволяют преследовать с надлежащей строгостью за взятки и другие более или менее преступные действия», так как «в канцеляриях присутственных мест многие, иногда семейные люди должны жить пятью или десятью рублями в месяц».

При этом заметим, что практически шло два параллельных процесса. С одной стороны, от правительственных кругов, и особенно от Николая I, поступали требования усилить борьбу с нерадивостью, с произволом и взятками, что вылилось в большее использование закона и законности как предписаний «монаршей воли» для подчиненного ему управления, повышение уголовной ответственности с увеличением числа уголовных дел (в 1846–1857 гг. в год совершалось в среднем 7,4 тыс. «служебных преступлений», а в 1841–1859 гг. за должностные преступления было привлечено к суду 78,5 тыс. чиновников), не говоря уже о дисциплинарных наказаниях. С другой стороны, правительство достаточно терпимо относилось к взятке, которая, по мнению историка Б.Н. Миронова, «отражала традиционный, патриархальный характер государственной власти, пережитки которого в народной среде сохранялись до начала XX в.», да и «отказ чиновника от взяток-подарков казался народу странным и подозрительным». Среди современников бытовало мнение, что само правительство намеренно использовало ситуацию для обеспечения «управляемости бюрократией» и оно, давая чиновникам недостаточное для существования жалование и подталкивая чиновничество к взяточничеству, могло почти каждого «поставить на место», указав на наличие компрометирующего материала или привлекая строптивых к уголовной ответственности.

И чиновничество, и те, кто осуществлял надзор за ним, постепенно приспосабливались к ситуации. М.А. Дмитриев отмечал, что «мало-помалу усовершенствовались взятки в царствование Николая Павловича. Жандармы хватились за ум и рассудили, что, чем губить людей, не лучше ли с ними делиться. Судьи и прочие, иже во власти суть, сделались откровеннее и уделяли некоторый барыш тем, которые были приставлены следить за ними; те посылали дань выше, и таким образом все обходилось благополучно».

«Напрашивается парадоксальный вывод: взятка выполняла полезную социальную функцию – помогала чиновникам, которые в массе были небогатыми людьми, справиться с материальными трудностями и заставляла их хорошо работать, чтобы угодить начальству и обществу?! Как видим, проблема взяток не такая простая, как кажется на первый взгляд», – констатирует Б.Н. Миронов.»

Ни чего не напоминает? Та же самая Россия с добрым и справедливым царем (Президентом) «монаршей волей» предписывающий бороться со взятками (коррупцией) и нищенской зарплатой тех кто закон блюсти обязан и тех кто за блюстителями надзирать поставлен.

Доходит до абсурда. По телевизору из уст уважаемых людей на вопрос «А не приведет ли повышение штрафов к росту коррупции на дорогах?» звучит примерно следующие: «А штрафы настолько велики, что да же если водитель «заплатит» сотруднику ГИБДД половину суммы (виде взятки), то он (водитель) в следующий раз задумается нарушать ему или нет!» Вот так вот.

А ни кто из этих выступающих (а среди них был и чин в ранге полковника милиции) не задумывался над тем, что в один прекрасный день ни кто нарушать правила не будет, и сотрудник ГИБДД, привыкший брать эту самую «половинку», но все еще получающий мизерную зарплату и имеющий спущенный сверху план, начнет просто и банально заниматься вымогательством, фальсификацией и еще черт знает чем. Но лишь с одной целью – деньги и план. Но уж не как не безопасность дорожного движения!

 

Что делать?

Я, конечно же, не Чернышевский, но кое какие мысли по этому поводу все-таки имею.

1. Наказание за нарушение ПДД все же нужно. Нужна неотвратимость такого наказания и его справедливость. Т.е. все нарушения ПДД должны быть зафиксированы средствами контроля (как в Америке в патрульных автомобилях) или подкреплены свидетельскими показаниями. Исходя из перечисленного выше, протокол сотрудников ГИБДД без доказательной базы (фото, видео, показания свидетелей) считается не действительным и к рассмотрению не принимается. Раз государство считает возможным устанавливать такие штрафы, то пусть позаботиться и об обеспечении сотрудников ГИБДД всеми возможными техническими средствами для фиксации доказательств правонарушений. А за зафиксированное правонарушение уже взятку не возьмешь, по нему протокол составлять надо.

2. Ввести для сотрудников ГИБДД и дорожников административную и дисциплинарную ответственность за аварии совершенные на вверенных им участках дорог. И наоборот. Стимулировать работников ГИБДД и дорожников на чьих участках не произошло ДТП. Вот тогда и ГИБДД будет нести службу на аварийно-опасных участках и с дорожников за качество содержания дорог спрашивать. И дорожники будут вовремя дороги чистить и приводить их в порядок.

3. Транспортный налог должен поступать в определенный для него фонд, а не «размываться» по бюджетам всех уровней. Деньги из этого фонда должны идти только на содержание дорог. На строительство дорог пусть государство изыскивает другие средства. Почему я должен платить за дороги отвратительного качества или за те дороги, которых еще нет?

4. Исключить из доходной части бюджетов всех уровней поступления от штрафов. Сколько нарушат – столько и соберут.

5. Провести реорганизацию ГИБДД, сократить их численность. Обязательно уделить внимание профессиональным и моральным качествам сотрудников ГИБДД. Повысить заработную плату рядовых сотрудников ГИБДД до 30-40 тысяч рублей.

6. Исключить условное осуждение или осуждение ниже санкции статьи при должностных преступлениях, при получении взятки.

7. Привлекать к уголовной ответственности руководителей дорожных служб в чьем ведении находится участок дороги, где произошло ДТП со смертельным исходом из-за неудовлетворительного состояния дорог.

 

Я думаю, что те законы, которые имеются сейчас, в достаточной мере способны изменить ситуацию на дорогах. Надо просто научиться ими пользоваться и проявить власти свою политическую волю, а не перекладывать все беды России на плечи и головы водителей.

 

Шоляков Ю.А.

Журнал Дальнобойщик

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования