|
Характеристики и принципы загрузки контейнеров
Объемы контейнерных перевозок по всему миру растут год от года. Подобный вид транспортировки незаменим для больших партий груза, а также когда пункты отправки и назначения значительно удалены друг от друга. Без контейнерных перевозок в скором времени не сможет обойтись ни один крупный импортер или экспортер. Однако для многих логистов, особенно без большого опыта, переход на работу с контейнерами очень сложен из-за недостатка самой необходимой информации по этой теме. Разберем характеристики и принципы загрузки контейнеров
Сначала разберем, что вообще можно, а что нельзя перевозить в контейнерах. С этой точки зрения грузы подразделяются на три группы: 1. контейнеропригодные (бытовая техника, текстиль, упакованная химическая продукция, детали и запчасти и др.); 2. в принципе контейнеропригодные (продукция деревообработки, цветные металлы и т. д.); 3. неконтейнезируемые (как правило, это тяжелые и негабаритные грузы).
При морских и смешанных перевозках грузы, размещаемые в контейнерах, подразделяются на семь категорий (по условиям их перевозки): I – негигроскопические; II – гигроскопические в непроницаемой для влаги упаковке; III – гигроскопические кристаллические без непроницаемой для влаги упаковки; IV – гигроскопические с незначительным содержанием влаги; V – растительные грузы, содержащие большое количество влаги; VI – охлаждаемые грузы; VII – выделяющие токсичные или горючие газы (опасные грузы).
Перевозка грузов I и II категорий не требует особой подготовки контейнеров. Размещение и перевозка грузов III, IV, V и VI категорий должны производиться с учетом требований, предъявляемых правилами безопасности перевозки соответствующих грузов. Размещение и перевозка грузов VII категории требует выполнения правил перевозки опасных грузов. Таким образом, контейнерный вид перевозок имеет свои ограничения. Однако в первую очередь следует отметить его плюсы. Во-первых, однородный груз сгруппирован в одном месте, не распыляется, хорошо сохраняется. Во-вторых, резко облегчается технологический процесс погрузки/разгрузки: используются только машины, высвобождается значительная часть людских ресурсов. В-третьих, контейнер довольно просто перегрузить с одного транспортного средства на другое.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНТЕЙНЕРОВ Контейнеры, используемые для перевозки различной продукции, называются универсальными, а для перевозки одного вида продукции (стекло, цемент и т. д.) или группы однородной продукции (наливной, например) – специальными. Подробнее о том, на какие группы они подразделяются, см. врезку «Основные типы контейнеров», а характеристики специальных контейнеров приведены в таблице 1. Как правило, универсальные контейнеры принадлежат крупным транспортным организациям (железным дорогам, пароходствам), а специальные – отправителям и получателям. Вместе с тем в связи с развитием контейнерных перевозок компании-перевозчики постепенно стали приобретать в собственность различные контейнеры, однако о масштабных действиях в этом направлении говорить пока рано.
Таблица 1. Характеристики специальных контейнеров
Технический комитет ISO принял специальные рекомендации по установлению единых размеров выпускаемых контейнеров. Это вызвано прежде всего технологической необходимостью, поскольку движение контейнеров в международном сообщении требует единых подходов в части оснащения терминалов и для реализации возможности использования разных видов транспорта. Следует отметить, что в отечественной практике зачастую используется несколько устаревшая терминология по отношению к контейнерам: малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные. Однако в современном языке международных перевозчиков распространены другие термины – те, которые уже содержат в себе данные о размере контейнеров, например: «20-футовые». На международных транспортных коридорах используются контейнеры, соответствующие требованиям ISO. Согласно рекомендациям, высота и ширина контейнеров должна быть одинаковой – 2438 мм (8 футов). Длина зависит от вида контейнера. Для 40-футового контейнера она должна составлять 12 192 мм, для 30-футового – 9125 мм, для 20-футового – 6058 мм и 2991 мм. В основном используются контейнеры серии 1 ISO, имеющие ширину 2438 мм. Контейнеры высотой 2438 мм имеют обозначение 1C, 1B, 1A, 1D; высотой 2591 мм – 1CC, 1BB, 1AA; высотой 2896–1BBB, 1AAA; высотой менее 2438 мм – 1CX, 1BX, 1AX и 1DX. Кроме внешних размеров контейнера, большое значение имеют внутренние габариты, величина дверного проема, размер и расположение угловых фитингов для застопорки при подъеме, а также способ крепления к подвижному составу и скрепления (стыкования) с другими контейнерами. В этих и других вопросах необходимо руководствоваться рекомендациями ISO/TC – 104. В таблице 2 приведены некоторые технические характеристики выпускаемых контейнеров (по стандартам ГОСТ и ISO).
Таблица 2. Технические характеристики контейнеров
Контейнеры характеризуются рядом показателей: грузоподъемностью, полезным объемом, внешними и внутренними размерами, массой и коэффициентом тары. Грузоподъемность контейнера определяют в тоннах нетто и брутто по формулам: Qкн = Vк · γ · С; Qкб = Qкн · Gтк; где: Vк – полезный объем контейнера (вместимость), м3; γ – объемная масса груза, т/м3; С – коэффициент наполнения, или плотность укладки груза; Gтк – масса тары контейнера, т. Для освоения планируемого объема контейнерных перевозок необходимо иметь в эксплуатации рабочий парк контейнеров, размер которого определяется по следующей формуле. Кэкс = Qк · Ак/D · Qкн; где: Qк – общий объем перевозок в контейнерах на планируемый период, т; Ак – оборот контейнера, сут.; D – число дней в планируемый период, сут.; Qкн – грузоподъемность контейнера нетто, т.
КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПО ЖД Контейнеры в России в основном перевозят по железной дороге. В настоящее время подобные перевозки регламентируются Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Транспортно-экспедиционное обслуживание на железных дорогах стандартизировано (ГОСТ Р 51133-98). Для организации железнодорожных контейнерных перевозок необходимо знать, что они различаются по видам отправки. Повагонная отправка предполагает, что груз предъявляется по одной накладной и для его перевозки (по объему или роду груза) нужен отдельный вагон. Контейнерной называют отправку, для которой требуется один контейнер. Отправка в 20-футовом или в 40-футовом контейнере считается контейнерной – крупнотоннажной. Мелкой считается отправка, при которой груз, предъявляемый по одной накладной, не превышает общей массы 10 т и не требует для перевозки (по объему или роду груза) отдельного вагона. Правила перевозок предусматривают также следующие виды отправок: 1. малотоннажные – от 10 до 20 т, занимающие не более половины четырехосного вагона; 2. групповые – из нескольких вагонов; 3. маршрутные – с числом вагонов, соответствующим весовой норме маршрутного поезда (не менее 50 вагонов). Железные дороги часто объединяют разрозненные партии грузов разных грузовладельцев в сборные отправки: повагонные, групповые и маршрутные. Согласно статье 20 Устава, перевозчик уведомляет грузоотправителей о времени подачи вагонов и контейнеров под погрузку не позднее чем за два часа до подачи. Он же определяет техническую пригодность подаваемых вагонов (контейнеров). Перевозчик обязан подавать под погрузку вагоны (контейнеры): 1) исправные; 2) очищенные внутри и снаружи от остатков ранее перевозимых грузов (в необходимых случаях промытые и продезинфицированные); 3) годные для перевозки конкретных грузов; 4) со снятыми приспособлениями для крепления (за исключением тех случаев, когда эти приспособления несъемные).
Перевозчик подготавливает принадлежащие ему контейнеры под погрузку своими силами. Либо это может делать грузоотправитель, но также за счет перевозчика – в зависимости от заключенного между ними договора. А подготовку контейнеров, не принадлежащих перевозчику, должен проводить грузоотправитель. Либо это делает перевозчик за счет грузоотправителя – также в зависимости от условий договора. Перед наливом цистерн грузоотправитель проверяет техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн. Пригодность вагонов и контейнеров в коммерческом отношении (состояние грузовых отсеков, отсутствие постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах и т. д.) для перевозки указанного груза может определяться как грузоотправителями, так и перевозчиком – в зависимости от условий. Так, пригодность вагонов определяет тот, кто обеспечивает погрузку, а пригодность контейнеров – всегда грузополучатель. Грузоотправитель вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных вагонов (контейнеров) исправные. При этом вагоны, признанные непригодными, исключаются из числа поданных и плата за пользование ими не взимается. Если при перевозке произошла утрата, недостача, повреждение (порча) груза вследствие того, что он был погружен грузоотправителем в непригодный в коммерческом отношении вагон (контейнер), от погрузки в который грузоотправитель не отказался, то ответственность за несохранность груза несет не перевозчик, а грузоотправитель.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗКИ Процесс укладки груза необходимо контролировать, руководствуясь определенными правилами. Опишем их. При размещении груза в контейнерах должны быть учтены его свойства в соответствии с манипуляционными знаками по ГОСТ 14192 и знаками опасности по ГОСТ 19433, а также свойства упаковки и защитных покрытий внутренних поверхностей контейнеров. При укладке грузов в непрочной таре должны быть предусмотрены меры, исключающие повреждение груза (применение соответствующих прокладок, сепарации и т. п.). В один контейнер можно укладывать только те грузы, которые совместимы по своим физико-химическим свойствам. При загрузке контейнера грузами разной массы и в различной таре грузы большей массы или в жесткой таре необходимо укладывать в нижние ярусы, грузы меньшей массы или в непрочной (фанерной, картонной и т. п.) таре – в верхние ярусы. Грузы с различной упаковкой следует укладывать отдельно. Не допускается укладка груза в обрешетке вместе с картонными коробками или мешками. При загрузке в контейнеры оборудования без тары или металлических изделий, не подлежащих штабелированию, нельзя устанавливать их друг на друга. Размещение крупногабаритных и тяжеловесных грузов, заполняющих контейнер неполностью, производится с учетом допустимых нагрузок, обеспечения оптимальных условий крепления грузовых мест и заданного положения центра тяжести контейнера. Грузы, имеющие острые углы или выступы, следует укладывать отдельно с применением прокладочных материалов, способных защитить другой груз от повреждения. Грузы, выделяющие влагу или чувствительные к ее воздействию, следует сепарировать мешковиной. Можно также вложить в контейнер влагопоглощающий материал (например, силикагель) либо покрыть внутренние поверхности контейнера специальной влагопоглощающей бумагой типа «нон свит». Жидкий груз в таре следует укладывать в нижний ярус. Если поверх него можно положить другие грузы, то в любом случае их необходимо сепарировать досками толщиной не менее 20 мм или листами фанеры. Загрузку контейнеров пакетированными грузами необходимо производить с минимальными зазорами между пакетами. А укладку грузовых мест совершать в несколько ярусов – так, чтобы каждый последующий ярус груза придавал устойчивость предыдущему. Важно заполнять специальными прокладочными материалами свободное пространство («просвет») между грузом и стенами контейнера для предотвращения трения, ударов и т. д. Для обеспечения циркуляции воздуха внутри контейнера грузы, выделяющие влагу, следует укладывать на поддоны, деревянные решетки и другие прокладки из упаковочного материала. Не допускается использование одного вида груза в качестве заполнителя пустот для другого. Грузы в контейнере должны быть уложены и закреплены таким образом, чтобы исключалась возможность перемещения грузовых мест в процессе перегрузки или транспортирования любым видом транспорта. Для крепления груза в контейнере могут быть использованы следующие материалы: щиты деревянные, прокладки из толстолистовой фанеры, полимеры с пористой структурой типа пенопласта, надувные оболочки, мешки с отходами волокон, древесной стружкой или опилками, гофрированный картон, ленты текстильные и металлические, сеть из растительных и синтетических канатов, доски, брусья, клинья и др. Для того чтобы грузы внутри контейнера не смещались, следует использовать прокладочный материал с высокими фрикционными свойствами, например листы резины, бризол, рубероид и др. Если грузы размещаются с зазорами, то у каждого поперечного ряда грузов вдоль зазора следует устанавливать стойки, скрепляя их между собой для устойчивости. Одно или несколько грузовых мест, расположенных посередине контейнера, следует крепить с обеих сторон распорками с упором их в боковые стенки и пол. В местах упора распорок необходимо подкладывать брусья, доски, щиты и т. п. Легкобьющиеся, хрупкие грузы следует крепить с помощью сеток или лент из растительных и синтетических материалов. Крепление груза со стороны двери контейнера является обязательным, если расстояние от груза до нее превышает 100 мм. При этом нагрузка должна передаваться на угловые стойки контейнера, а не на дверь. При использовании устройств для крепления груза нельзя превышать их расчетную нагрузку, которая составляет 1000 кгс – для устройств, расположенных на полу, и 500 кгс – для всех остальных. Не допускается крепление груза к деревянному полу контейнера с помощью гвоздей. Если контейнер следует в страну, в которой действуют карантинные правила в отношении обработки лесоматериалов, необходимо принять меры для того, чтобы вся древесина в контейнере, упаковочных материалах и грузе соответствовала этим правилам. В подтверждение необходимо вложить или прикрепить на видном месте в контейнере копию свидетельства об обработке древесных материалов. Контейнер, заполненный опасными грузами разных наименований, должен иметь маркировку, характеризующую вид опасности каждого груза. Перечень и условия перевозок опасных грузов в контейнерах устанавливаются Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. Необходимо обеспечивать расположение центра тяжести груза как можно ближе к центру контейнера. При загрузке следует учитывать предельную грузоподъемность контейнера и трейлера и никогда их не перегружать. Масса груза в контейнере определяется разностью между номинальной массой брутто и массой его тары, указанными на трафарете. Масса одного места груза, загружаемого в крупнотоннажный контейнер, не должна превышать 1500 кг, загружаемого в среднетоннажный контейнер – 1000 кг. После загрузки необходимо закрыть двери контейнера, закрепить ручку дверного запора специальными устройствами или проволокой; наложить пломбу установленного образца в порядке, предусмотренном Правилами. В зависимости от характера товара погрузочные инструкции могут меняться. Стоит подчеркнуть, что после прибытия в пункт назначения груженые контейнеры сдаются только после наружного осмотра и определения соответствия пломбе отправителя.
Юрий Щербанин, Профессор, доктор экономических наук, директор по науке EATUCenterConsult Владислав Артамонов, Логист компании Теплотекс Дмитрий Манишин, Менеджер по логистике компании ФОРТ-Пресс Статья опубликована в журнале: "Логистика и управление" №3/март 2007 г.
|