|
20 лет на проверку
Прогноз фирмы Boeing в отношении рынка грузоперевозок и специализированных грузовых самолетов
Через двадцать лет грузопотоки в мире возрастут в три раза, а парк специализированных грузовых самолетов — только вдвое. Так считают аналитики Boeing, опубликовавшие этой весной прогноз роста грузоперевозок и увеличения парка грузовых воздушных судов на период с 2003 до 2023 гг. Свои прогнозы и оценки эксперты фирмы Boeing строят на основании статистики, опубликованной в открытых источниках, поэтому в прогнозе, появившемся весной 2005 г., большая часть данных относится к началу прошлого года, однако глубина анализа распространяется на два десятилетия — как в прошлое, так и в будущее. Сегодня, по данным Boeing, рынок грузоперевозок находится на подъеме. После того как в 2001 г. объемы перевозок упали на 5,8% (общемировой экономический спад усугубили последствия терактов в США), уже в 2002 г. они возросли на 7%. Вопреки пессимистичным прогнозам на 2003 г. (связанным с военной кампанией в Ираке и вспышкой атипичной пневмонии в Азии), тот год авиакомпании закрыли с приростом грузоперевозок на 4%. По результатам 2004 г. прирост составил 11%. В течение следующих двадцати лет рынок будет только расширяться. Залогом этого станет увеличение мирового валового внутреннего продукта (в 2002 и 2003 гг. прирост мирового ВВП составлял 2%). В период с 1983 по 2003 гг. объемы грузопотока росли в среднем на 6,2% в год; такой темп сохранится и далее. Самые высокие показатели роста предполагаются на внутреннем рынке Китая (по 10,6% в год) и на маршрутах в Азии (8,5%). Наиболее консервативными — в силу своего устоявшегося характера — считаются рынки Северной Америки и Европы, где показатели роста будут ниже общемировых. Парковое хозяйство С 2001 г. количество грузовых ВС в мире практически не изменилось. При этом четко прослеживается тенденция к замене узкофюзеляжных грузовых самолетов широкофюзеляжными, что приводит к ежегодному увеличению на 4% общих провозных емкостей рынка. По этой причине через двадцать лет, несмотря на рост грузопотока в три раза, парк "грузовиков" расширится лишь вдвое, с 1766 единиц в 2003 г. до 3456 — в 2023 г. Авиакомпании будут пополнять свой флот широкофюзеляжными машинами средней (типа Boeing 767 и Airbus A300/A310) и большой (типа Boeing 747, MD-11, Airbus A380) вместимости, в результате чего доля подобных лайнеров в мировом парке возрастет с 44% в 2003 г. до 60% через двадцать лет. По той же причине доля узкофюзеляжных машин сократится с 56% в 2003 г. до 40% в 2023 г. Основным источником пополнения парка грузовых самолетов станет конвертация в грузовой вариант пассажирских и грузопассажирских лайнеров с вторичного рынка (75% всех поступлений в 20-летней перспективе). Из 1766 эксплуатировавшихся в 2003 г. машин через двадцать лет "на крыле" останется 506. Из поступивших 2950 самолетов 2226 будут конвертированными, 724 — новыми. Отметим, что данный прогноз не учитывает рынок самолетов, предназначенных для перевозок крупногабаритных и нестандартных грузов, а также рамповые машины советского производства. Тенденции Помимо "утяжеления" парка эксперты Boeing выявили и другие качественные изменения мирового рынка грузоперевозок. По мнению аналитиков, продолжится снижение доходности регулярных грузоперевозок. Так, с 1985 г. этот показатель уменьшался на 2,4% в год, хотя в отдельные годы наблюдались его временные всплески (в периоды с 1989 по 1991 гг. и с 1993 по 1995 гг.). Последние годы можно назвать периодом временного подъема — в 2002 и 2003 гг. доходность выросла на 14,9 и 6,2% соответственно. Дальнейшее развитие получит рынок "мокрого" лизинга. Начиная с 1990 г. количество грузов, перевозимых на борту взятых в аренду самолетов, увеличивалось в среднем на 17,9% ежегодно. По итогам 2003 г. на них (в основном это широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты) было перевезено около 8,2% всех грузов в мире. В ряде случаев механизм "мокрого" лизинга оказывается крайне удобным для перевозчиков — с таким самолетом можно "прощупать" новый рынок или подстроиться под сезонный всплеск спроса. Продолжится снижение темпов роста на рынке экспресс-доставки грузов и почты. С начала 90-х гг. эта отрасль расширялась на 16,4% в год, но в 1998 г. темпы роста снизились до 9,1%. Вместе с тем доля подобных грузов в мировом объеме перевозок выросла до 11% в 2003 г. (с 4,1% в 1992 г.), а средний вес экспресс-посылки увеличился с 2,7 кг в 1992 г. до 4 кг в 2003 г. На рынке грузоперевозок неожиданным образом может сказаться развитие авиакомпаний-без-излишеств, летающих с высокой частотой по маршрутам малой и средней протяженности. Некоторые из них уже начинают осваивать рынок экспресс-доставки, выставляя на продажу емкости грузовых отсеков пассажирских самолетов. Свои маршрутные сети грузовые авиакомпании будут выстраивать, опираясь скорее на хабовую модель, чем на систему прямых перевозок "от точки к точке". При соблюдении авиакомпанией заявленных сроков отправителю, по большому счету, неважно, полетит ли груз "кривым" или "прямым" маршрутом. Очевидно, что на бизнес грузоперевозок повлияет и общее ужесточение мер безопасности — авиакомпании работают над тем, чтобы это не привело к заметному увеличению времени обработки грузов.
Артем ФЕТИСОВ журнал "Авиатранспортное обозрение" N 60
См. также Каковы перспективы рынка грузоперевозок? Анализ авиагрузовых перевозок в России.
|