|
Автозапчасти и спрос на них. Система дистрибуции
У человека, далекого от автомобильного бизнеса, склад запчастей ассоциируется только с полутемной комнатой, где на замасленных верстаках лежат груды запыленных железок. Однако современный склад автозапчастей невозможно представить без системы дистрибуции. Выбор той или иной системы зависит от спроса на запчасти, размера, географических особенностей и степени экономического развития региона, в котором реализуются запчасти, класса автомобиля (легковой, грузовой, специальный) и многих других параметров. Соответственно различные требования предъявляются и к складам запчастей. При этом все эти склады объединяет одно общее свойство, характерное для запасных частей как рыночного товара. Это уникальность конкретной запасной части для конечного потребителя – владельца автомобиля. Этим запасные части отличаются от большинства других товаров на рынке. При отсутствии, например, на прилавке магазина определенной модели телевизора потребитель достаточно просто может выбрать товар, служащий полноценной заменой – другую модель или телевизор другого производителя со схожими характеристиками. Но если у этого же потребителя обнаруживается неисправность в автомобиле, то в подавляющем большинстве случаев нужна совершенно определенная запасная часть и эта запасная часть должна быть на складе, с которого сервис, куда обратился потребитель, обычно их получает. Другими словами, для замены выжимного подшипника 9-ой модели «Жигулей» аккумулятор «Запорожца» не подойдет.
СПРАВКА При управлении запасами в системе снабжения запасными частями широкое применение находит метод АВС. Заявки на детали группы А (повышенного спроса ограниченной номенклатуры) удовлетворяются, как правило, в течение 24 часов из запасов на складе дилера. Обычно дилер в состоянии выполнить 90-95% заявок из своего запаса. Заявки на детали группы В (стандартного спроса широкой номенклатуры) выполняются дилером или (при отсутствии у него нужной детали) дистрибьютором в течение 1-3 суток. Если нужной запчасти не оказалось ни у дилера, ни у регионального дистрибьютора, то осуществляется … поиск на складах других дистрибьюторов и на центральном складе запасных частей (как правило, таким образом удовлетворяются свыше 99% всех заявок). Детали группы С (редкого спроса широкой номенклатуры) удовлетворяются обычно из запаса на центральном складе запасных частей. В случае отрицательного результата поиска детали группы С (чаще всего это имеет место в случае поиска запчастей для продукции, выпуск которой прекращен и производство запчастей для которой по истечении установленного срока приостановлено) производится формирование заказа производству. А.Н. Родников, «Логистика. Терминологический словарь», Москва, изд. Экономика, 1995
Независимый и зависимый спрос на запасные части С экономической точки зрения, рынок запасных частей делится на два основных сегмента: запасные части, имеющие независимый характер спроса, и запасные части, имеющие зависимый характер спроса. Независимый характер спроса означает, что спрос на запчасти не зависит от спроса на другие товары, в нашем случае - от спроса на автомобили определенной марки. Производители «универсальных» запасных частей, подходящих для многих марок автомобилей (свечей зажигания, аккумуляторов, покрышек, колесных дисков, тормозных колодок и т.д.), предназначают их для продажи на свободном рынке. Здесь мы имеем классическое построение канала товародвижения для товаров широкого потребления (FMCG): производитель – (экспортер – импортер) – крупный оптовик – мелкий оптовик – розничный торговец. Для складов, участвующих в таких каналах товародвижения, характерны: - небольшой (для запчастей!) ассортимент товаров – порядка 1000 наименований; - однотипный товар и, как следствие, однотипная упаковка с ясно читаемой маркировкой; - значительный объем продаж, приходящийся на каждое наименование. Независимый производитель запчастей заинтересован в максимальном объеме продаж и выводит на рынок только тот товар, который будет иметь успех; - срочность заказов. Поскольку сбыт производится, как правило, через розничную (реже оптовую) торговлю, то срочность исполнения заказа на складе (импортера либо крупного оптовика) одинакова – пополнение складского запаса розничного торговца. Соответственно, склад запчастей, имеющих независимый характер спроса, не будет иметь отличий от складов, обрабатывающих товары народного потребления (FMCG). Зависимый характер спроса на запасные части встречается в случаях, когда производитель автомобилей организовывает собственную дилерскую сеть для продажи и технического обслуживания своих автомобилей. Соответственно, объем продаж запасных частей прямо зависит от обьема продаж автомобилей на данном рынке. Канал товародвижения здесь выглядит таким образом: производитель (склад производителя) – центральный склад запчастей (как правило, работает на весь мир) – региональный склад запчастей (обслуживает склады в ряде стран одного региона, например регион Юго-Восточная Азия, Тихоокеанский регион, СНГ и т.д.) – склад запчастей в отдельной стране (импортер или национальная сбытовая компания) – официальный дилер. Официальный дилер может использовать запчасти для ремонта на своей сервисной станции или продавать через свою розничную сеть. Здесь склады имеют дело: - с широким ассортиментом запчастей и принадлежностей к автомобилям. На складе импортера постоянно хранится порядка 30-50 тысяч наименований, за год через склад проходит около 120 тысяч наименований, а всего в ассортименте производителя может насчитываться 500-700 тысяч; - c товаром, существенно отличающимся по весу, форме и размерам, как следствие - с разнообразной упаковкой и маркировкой (одного из заводов производителя, центрального склада, нанесенной непосредственно на детали) и с различными условиями хранения на одной, сравнительно небольшой площади; - с объемом продаж, который сильно колеблется по каждому наименованию внутри ассортимента. Объемы продаж расходных деталей популярных моделей автомобилей (свечи, фильтры, ремни) гораздо больше объемов продаж тех деталей, которые редко заменяются в автомобиле. Здесь основной задачей становится не объем продаж всех без исключения запчастей, а максимально быстрый ремонт автомобиля, принадлежащего конечному потребителю (зависимый спрос). Срочность заказов, поступающих от склада «нижнего» уровня, неодинакова и зависит от того, насколько срочно требуется деталь. Как правило, различают: - складские заказы (volume orders) для пополнения запасов на складе «нижнего» уровня; - срочные заказы (rush orders, special orders), когда деталь нужна для конкретного автомобиля на сервисе, автомобиль может эксплуатироваться конечным потребителем; - сверхсрочные заказы (VOR – vehicle off road, CD – car down), когда деталь нужна для конкретного автомобиля на сервисе, автомобиль не может эксплуатироваться. Заказ должен обрабатываться складом в трех разных режимах в соответствии с типом заказа, поступающего на склад. Эти условия предъявляют к складам запчастей, имеющих зависимый характер спроса, особые требования, которые и делают его специфическим предприятием. Но как видно из сказанного, существует множество складов автомобильных запчастей различной величины, технической оснащенности, обслуживающие разное количество клиентов различной величины. Поэтому в дальнейшем говоря о складе автомобильных запчастей, мы будем иметь в виду склад запасных частей (распределительный центр) иностранного производителя автомобилей, обслуживающего российский рынок. Зонирование и техническое оснащение Стандартный склад запасных частей, как правило, занимает изолированную площадь 10-15 тысяч м2 с рабочей высотой помещения 7-12 метров и состоит из следующих участков: - зона выгрузки входящих грузов; - зона разборки и приемки грузов (для различных автопроизводителей от 100 до 500 м2) - зона мелкоячеистого хранения («аквариум», «мезонин», 30-80 тысяч ячеек). Одна из двух основных зон хранения запчастей. Предназначена для хранения: мелких стандартных деталей, «нормалей» (гаек, болтов, шайб, пистонов, уплотнительных колец) в больших количествах; разнообразных деталей групп В и С в относительно небольших количествах. Эти детали и составляют основную часть ассортимента запчастей, хранящихся на складе. Эта зона представляет собой 2-3-этажную сборную металлическую конструкцию, разделенную на «улицы». Для каждой «улицы» характерен свой типоразмер ячеек. Глубина ячеек (ширина стеллажа) составляет 30, 50, 80 см, 1 м, 1,5 м, 2 м. Количество уровней (полок) соответственно 12, 10, 8, 6, 4, 2, 2. Ширина секции стандартна и равна расстоянию между соседними вертикальными стойками, дополнительно может разделяться перегородками (данные оценочные и могут варьироваться). Имеются специальные ячейки для хранения длинномерных предметов. Количество и типоразмеры ячеек для этой зоны и зоны стеллажного хранения, как правило, рассчитываются специальной программой исходя из планируемого ассортимента и величины складского запаса. - зона стеллажного хранения (500-3000 палетомест). Вторая основная зона хранения. Предназначена для хранения крупных запчастей и ходовых запчастей группы А, хранящихся на складе в больших количествах (фильтры, ремни, рычаги, подвески, резиновые коврики, стекла). Конструктивной особенностью этой зоны является то, что запчасти хранятся на поддонах, но не евростандарта 120х80, а внутреннего стандарта производителя. Значит, и размеры ячеек рассчитываются исходя из этих внутренних стандартов. Стеллаж состоит из 5-8 ярусов, нижние ярусы являются зоной подбора запчастей, верхние ярусы – зоной резервного хранения этих же запчастей. Когда заканчиваются детали в зоне подбора, палета просто переносится вниз на это место из резервной зоны; - зона хранения опасных грузов; - зона хранения принадлежностей и бутиковых товаров (коллекций) высокой стоимости. Зона предназначена для хранения дорогостоящих автомобильных принадлежностей (например, аудиовидеотехники), рекламных принадлежностей, каталогов, сувениров и коллекций одежды, рекламирующих определенную модель автомобиля. Как правило, предполагает также мелкоячеистое хранение; - зона хранения автомобильных стекол (опционально, для автомобилей премиум-сегмента); - зона напольного хранения; - зона комплектации (подбора) запчастей для отгрузки дилерам. Эта зона может быть построена двумя путями в зависимости от стратегии подбора запчастей: · в первом случае рабочий получает задание подобрать запчасти в соответствии с заказом дилера, при этом запчасти находятся в разных зонах хранения на складе. Очевидный недостаток этого метода заключается в необходимости обойти несколько зон склада, несколько рабочих или единиц погрузочной техники могут одновременно столкнуться у одной и той же ячейки и мешать друг другу. Но при этом зона комплектации как таковая отсутствует, скомплектованный заказ сразу передается на упаковочный стол; · во втором случае рабочий подбирает запчасти по зонному признаку - на одной «улице» для нескольких дилеров сразу. Тогда зона комплектации представляет собой ряд контейнеров, каждый из которых предназначен для определенного дилера. Каждый рабочий, подобрав запчасти для нескольких дилеров, раскладывает их в зоне комплектации по контейнерам, после чего заказ дилера из контейнера отправляется на упаковку;
- зона упаковки и предотгрузочной подготовки (взвешивание и обмер упаковочных мест, маркировка упаковочных мест и т.д.); - зона кросс-докинга. Когда на склад поступает запчасть, уже заказанная конкретным дилером, нет смысла сначала размещать ее в зоне хранения, а потом сразу же снимать оттуда. Конструктивно зона кросс-докинга напоминает зону комплектации – ряд контейнеров для каждого дилера. Запчасть поступает сюда прямо из зоны приемки и при комплектации заказа для дилера отправляется в зону упаковки; - зона хранения упаковочного материала; - станция зарядки электрокаров и штабелеров (подборщиков); - зона отгрузки; - зона обработки рекламаций и временного хранения бракованного и списанного товара.
Общие характеристики стандартного склада: - ассортимент постоянно хранимого товара - 30-50 тысяч наименований; - ассортимент товара, проходящего за год через склад – 80-120 тысяч наименований; - ассортимент по прайс-листу производителя – 400-700 тысяч наименований; - коэффициент оборачиваемости склада – 3-4. Коэффициент оборачиваемости равен стоимости деталей, хранящихся на складе (складскому запасу в стоимостном выражении), деленному на стоимость деталей, отгруженных в течение года. Если коэффициент оборачиваемости ниже указанного значения, значит, склад затоварен и складской запас связывает слишком большой капитал. Если выше – неудовлетворительное планирование складских запасов, ограниченный ассортимент либо недостаточное количество запчастей на складе. Вместо того чтобы отгружаться со склада, запчасти перезаказываются на складе «верхнего» уровня, что увеличивает срок доставки конечному потребителю; - на складе постоянно хранится 94% от заказываемых деталей; - склад отгружает в срок и без ошибок 98% имеющихся в наличии запчастей; - соответственно, склад отгружает вовремя и без ошибок 92% от заказываемых деталей. Этот показатель является основным при оценке работы склада! - количество складских рабочих – 30-80 человек; - средняя производительность одного складского рабочего при приемке – 15-20 наименований в час; - средняя производительность одного складского рабочего при комплектации для отгрузки – 20-40 наименований в час; - количество входящих поставок – 5-12 грузовиков обьемом 82 м3 в неделю плюс ежедневная авиапоставка. Количество наименований в автомобильной поставке – 400-700, в авиационной – 30-50; - количество клиентов может значительно колебаться в зависимости от автопроизводителя (особенно если он иностранный) в пределах от 30 до 160 официальных дилеров и крупных конечных потребителей. Приблизительно одинаковым является распределение дилеров по территории РФ. Так, на Москву приходится около 70% оборота склада, 10% - на С.-Петербург, остальные 20% - на регионы от Калининграда до Владивостока.
Игорь Борисов, эксперт Современный склад №3 / 2007
|