СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

Прямая речь: Текущая ситуация на российском рынке логистического аутсорсинга

 

Мы пригласили специалистов крупных компаний, предоставляющих 3PL -услуги, чтобы обсудить текущую ситуацию на российском отраслевом рынке. Вниманию наших респондентов были предложены следующие вопросы:

- Самые популярные в 2005-2006 году аутсорсинговые услуги?

- Какие услуги показали в этом периоде наибольшую динамику?

- Из каких отраслей пришли новые аутсорсинговые клиенты?

- Целесообразен ли аутсорсинг в текущей ситуации?

Респонденты очень ответственно отнеслись к блиц-опросу и подготовили ответы, далеко выходящие за рамки обозначенной тематики. Редакция решила, что нельзя лишать читателей возможности ознакомиться с мнением ведущих компаний данного сектора, поэтому мы публикуем расширенный вариант ответов, включающий ссылки на мировой опыт и прогнозные оценки.

 

Анна Клинскова, менеджер по развитию бизнеса Группы компаний Armadillo

Популярность услуг нашей компании растет благодаря технологиям, поэтому я акцентирую на них внимание. Так, отлично зарекомендовала себя технология экспресс-экспедирования. Ее основные принципы таковы: четкие сроки, доставка "от двери до двери" и максимум дополнительных сервисных функций, обеспечивающих возможность контролировать каждый груз на различных этапах следования, например, on-line отслеживание и уведомление о доставке по электронной почте. Важным отличием услуги является вариативность в выборе времени забора-доставки. Обеспечение таких точных экспресс-параметров доставки требует четкой организационно-технологической цепочки: как минимум, сканирования на каждом перевалочном пункте, внедрения специального программного обеспечения для учета и контроля, открытия большого количества отделений для приема отправлений, развития собственной филиальной сети и большого штат высококвалифицированного персонала.

Я придерживаюсь однозначного мнения, что проще вывести логистическую функцию на аутсорсинг. В этом случае компания не только сможет сэкономить, но и получит ряд преимуществ, которые дает дополнительный сервис в рамках 3PL . Например, Группа компаний Armadillo дает возможность отправителю и получателю проследить в режиме on - line , не тратя время на телефонные звонки, где в данный момент находится переданный для доставки груз.

Отдельно стоит сказать о перевозке посылок и сборных грузов. Самостоятельная доставка посылок и грузов весом менее грузоподъемности машины просто нерентабельна. Приведем пример.

Какие варианты доставки имеет компания, которой необходимо доставить груз весом 500 кг габаритом 0,9 куб. м из Москвы в Ростов-на-Дону?

1. Отправить груз отдельным автомобилем, оплатив его полную стоимость и, скорее всего, кругорейс. Это недешево: порядка 20 000 руб.

2. Отправить груз самолетом, доставив самостоятельно в аэропорт и попросив получателя забрать груз в аэропорту прибытия. В этом случае компания оплачивает дорогую авиаперевозку – 17500 руб., несет расходы по доставке 500 кг в аэропорт – 1800 руб., а получатель несет расходы по доставке из аэропорта – 1800 руб. Грузоподъемность автомобиля при доставке/вывозе из аэропорта не используется в полной мере.

3. Обратиться к стороннему логистическому провайдеру, который регулярно отправляет лайнхол с посылками и грузами различных клиентов в Ростов-на-Дону, сортирует их в пункте назначения и доставляет до двери получателя. В этом случае компания заплатит только за место, занятое грузом в автомобиле. Кроме того, груз будет принят от двери и доставлен до двери.

В пользу необходимости логистики третьей стороны говорит мировой опыт. В США и Европе компании уже давно и активно используют аутсорсинг. Логистические подразделения компаний, имеющие в своем составе склады, транспортные средства, персонал и т.д., либо были упразднены, либо превратились в самостоятельные логистические компании, которые обслуживают не только свою материнскую фирму, но и сторонних клиентов.

На российском рынке ситуация на данный момент складывается иначе. По своему развитию рынок транспортно-логистических услуг отстает от европейского рынка на 5-6 лет. Спрос на услугу третьей стороны еще невелик, особенно у отечественных компаний. Но в связи с ростом экономики и благоприятным инвестиционным климатом в России в страну приходят крупные ритейлеры. Освоив столицу, они продвигаются в регионы и задают там такой же уровень сервиса, какой они могут гарантировать своим клиентам в Москве, Европе, везде по миру – они задают планку. Международные и отечественные игроки логистического рынка стремятся осваивать регионы, где услуги 3PL провайдеров очень востребованы. По такому же пути идет и Группа компаний Armadillo . К середине 2006 года компания имеет сеть из 22 филиалов и осуществляет деятельность от Северо-Западного до Дальневосточного региона, где клиентам предлагается полный пакет услуг, начиная с доставки грузов, посылок и заканчивая разработкой индивидуальных логистических решений.

Есть надежда, что в скором времени отечественные компании оценят преимущества логистики третьей стороны, и убеждать в пользе аутсорсинга никого не придется.

 

Иван Шацких, генеральный директор UPS Supply Chain Solutions по странам СНГ и Балтии:

Качество услуг, предоставляемых 3PL -операторами в России, постоянно улучшается, стремясь к мировому уровню. Ведь 3PL -оператор должен соответствовать ряду строгих критериев, принятых в международной практике. Необходимо иметь и развитую инфраструктуру, состоящую из складов (не ниже класса В) и транспортный парк, и высокие стандарты KPI . Для России немаловажным фактором успеха является стоимость услуг, в то время как для западных компаний более важным условием партнерства является качество услуг логистического оператора. Если говорить о заметных тенденциях рынка, то, во-первых, очевидно стремление российских операторов совершенствовать информационную составляющую их деятельности и структуры. Во-вторых, происходит развитие сегмента 3PL в географическом измерении, что связано с региональной экспансией крупнейших производителей и ритейлеров. Крупными логистическими центрами становятся Ростов-на-Дону для Юга России, Самара для Поволжья, Екатеринбург для Урала, Новосибирск для Сибири, Хабаровск для дальнего Востока. Эта тенденция отражает развитие товарных потоков на территории России. В России пока и 3PL -операторы, и сама 3PL -концепция не получили такого широкого распространения, как на Западе. Логистика – одна из наукоемких отраслей, для развития которых экономике еще предстоит выйти на определенную стадию. На более развитых западных рынках логистические компании уже превращаются в 4PL -операторов, способных заниматься не только организацией товарных потоков, но и управлением информационными потоками клиента путем интеграции в едином информационном поле компании-производителя с клиентами и поставщиками. Следующий уровень - 5PL , или Интернет-логистика. Но крупные экономические игроки в России постепенно приходят к пониманию того, что логистика может быть не менее действенным оружием конкуренции, чем персонал и маркетинг.

В первую очередь в услугах 3PL -операторов заинтересованы крупные розничные сети. Важнейшими клиентами являются также компании, работающие в нефтегазовом, энергетическом, телекоммуникационном и автомобильном секторах, а также производители товаров повседневного потребления (FMCG). Самые верные потребители логистических услуг полного цикла - международные компании. Они хотят получать в России услуги того же качества, к которым привыкли в других странах, но до сих пор это желание наталкивается на значительные препятствия, связанные с уровнем развития логистического рынка в России, с проблемами транспортной и складской инфраструктуры во многих российских регионах.

Безусловно, решение отдать на аутсорсинг управление всей цепочкой поставок – достаточно сложное для любой компании. Здесь важна деловая репутация и фактор доверия, который является ее прямым следствием. 3PL -оператору приходится находить индивидуальный подход к каждому своему клиенту, связывая воедино набор по-разному востребованных и нередко достаточно разрозненных элементов цепи поставки. В начале работы с посредником в сфере логистики нередко приходится перестраивать структуру работы в компании, что несет с собой определенные сложности. Использование 3PL -операторов уменьшает длительность операционных и логистических циклов. Данный шаг позволяет концентрироваться на профильной деятельности, исключает достаточно высокие затраты, связанные с развитием собственного логистического направления. Компания-клиент получает возможность более эффективно реагировать на изменение конкурентного окружения и запросов потребителей, зачастую прогнозируя и предвосхищая их потребности. Сотрудничество с логистической компанией также снижает риски связанные с дистрибуцией товара, поскольку часть ответственности ложится на посредника. Стоимость услуг, надежность, компетентность, многофункциональность и гибкость – именно эти преимущества становятся решающими при выборе поставщика 3PL -услуг.

Оценивая перспективы развития российского рынка 3PL -логистики, можно сказать, что оно происходит по тому же сценарию, что и в западных странах, но со значительным отставанием. Причем требования и российских, и международных клиентов практически идентичны, поскольку целевые аудитории их потребителей и области деятельности во многом схожи. Мы согласимся с мнением экспертов, считающих, что этот сегмент рынка находится в стадии зарождения. Если во всем мире можно насчитать около 100 компаний - 3PL -операторов, то на территории России действуют не более полутора десятков. В России сейчас лидируют международные 3PL -компании. А российские компании, занимающиеся логистикой, далеко не всегда соответствуют уровню глобальных 3PL -игроков. Интересная мировая тенденция, которую мы можем наблюдать и в России: ключевыми игроками на рынке 3PL -услуг становятся именно международные компании, выросшие из экспресс-перевозчиков, в число которых и входит UPS Supply Chain Solutions .

3PL -компаниями становятся либо компании, которые развиваются путем расширения спектра логистических услуг, предоставляемых клиентам, либо выходцы из логистических подразделений организаций нелогистического профиля. В первом случае, развитие происходит на основе изменения потребностей уже существующих клиентов, во втором – за счет расширения клиентской базы.

 

Богдан Бутырев, директор по маркетингу и продажам TNT Express :

Преимущества аутсорсинга вполне очевидны. При управлении прибыльностью организации часто используется показатель ROI (return on investment, или окупаемость инвестиций).В общем случае он рассчитывается как частное от деления суммы чистой прибыли на инвестиции в проект (или собственный капитал), помноженное на 100%. Последнее (инвестиции) можно рассматривать как цифры, отражаемые в разделе fixed assets на балансе предприятия. Так вот, вся собственная логистика попадает именно в фиксированные затраты. Это и свои склады, и транспорт, и зарплаты людей, обслуживающих цепочки поставок. При переходе компании на аутсорсинг вся логистика переходит в раздел variable costs, или переменных затрат, что существенным образом снижает постоянную затратную часть, и прямо повышает инвестиционную привлекательность предприятия. Здесь нужно принимать во внимание, что балансовая стоимость активов, обеспечивающих логистичекие процессы, как правило, очень высока.

Та же формула может применяться для любого аутсорсинга: логистического, финансового (pay-roll), информационного (IT).

 

Елена Безрукова, координатор по продажам группы компаний "Русская логистическая служба"

Основные отрасли, с которыми работает РЛС - это производители и дистрибьюторы продуктов питания, бытовой химии, товаров народного потребления, а также сетевые магазины и их поставщики. Среди новых клиентов присутствуют представители сферы услуг (выставочные компании, АЗС), промышленные и производственные предприятия. Самыми востребованными остаются услуги транспортного экспедирования, ответственного хранения, они же показывают наибольшую динамику.

Что касается аутсорсинга, то я считаю, что его целесообразность строго индивидуальна и ее нужно определить, исходя из существующих собственных затрат. Но впрочем, за рекомендациями лучше обращаться к независимым консультантам.

 

Maersk Logistics (комментарий пресс-службы):

В целом рынок развивается очень быстро, как в России, так и за рубежом. Есть несколько отраслей промышленности, которые определенно привлекают внимание 3PL, особенно: розничная торговля, электроника, автомобильная промышленность, продовольствие и напитки.

Был востребован, с одной стороны, весь диапазон наших логистических услуг (экспедирование грузов, таможенная очистка), и с другой стороны, наши интегрированные логистические решения, которые включают управление цепями поставок и складские услуги.

Глобальная тенденция состоит в том, что объем экспедиторских услуг и услуг по управлению международными цепями поставок довольно быстро вырос за последние несколько лет. Объем бизнеса по складскому хранению быстро растет, особенно в России, из-за нехватки качественных складских площадей и очень высокого спроса на них.

Аутсорсинг имеет дополнительные достоинства помимо ценового аргумента. Он позволяет компаниям сосредоточить ресурсы на своем основном бизнесе и своих основных преимуществах, которые отличают их от конкурентов. Кроме того, при нынешнем буме российского рынка аутсорсинг позволит компаниям сконцентрироваться на завоевании максимально возможной доли рынка, направив освободившиеся ресурсы на продажи и маркетинг.

Кроме того, передача логистики на аутсорсинг 3PL-провайдерам позволит компании извлечь выгоду из профессионального опыта и возможностей 3PL. Для нового бизнеса и компаний, недавно вышедших на рынок, с небольшим логистическим опытом и привлечение компаний-специалистов для выполнения логистических задач имеет даже больше смысла.

У компаний, ввозящих товары из-за границы, импорт приводит к большему количеству сложностей в цепи поставок и более длительному времени поставки. В этом случае использование 3PL также может удобным и выгодным, если "упаковать" целый процесс в один пункт контракта.

 

Полина Винокурова, PR -менеджер Национальной логистической компании:

В 2006 году перспективными выглядят компании, работающие в сегменте электроники и бытовой техники. Из этого сектора НЛК привлекла новых клиентов, а у существующих значительно выросли объемы. Помимо электронного ритейла, расширился спектр клиентов FMCG как в Московской области (Colgate), так и в регионах (Mars, Nestle, “Объединенные кондитеры”).

Основной доход провайдеры получают за счет обработки грузов, а не за ответственное хранение. Предпродажная подготовка (подборка заказа, маркировка, упаковка и др.) обеспечивает значительный объем прибыли. Эта услуга наравне с доставкой в сетевые магазины Москвы и регионов является наиболее востребованной.

Наибольшую динамику по оборотам показали следующие услуги:

– handling, в % к приросту площадей (растет объем грузов, который необходимо обрабатывать). За счет введения в эксплуатацию нескольких очередей логопарка "Крекшино", аренде комплекса в Пушкино и строительства в регионах увеличился объем площадей, территориальный охват, а также потребность в дополнительной обработке грузов на всех этапах цепочки поставок;

- предпродажная упаковка и промоакции. НЛК обрабатывает несколько десятков миллионов единиц товара в год. Сети - основной канал дистрибуции для многих производителей, поэтому они охотно используют сетевые магазины для проведения рекламных кампаний и промоакций, для которых с товаром зачастую необходимо дополнительно обработать (переупаковка, стикерование и пр.);

- мелкая ячейка. С 2006 года НЛК начала работать с медианосителями, обрабатывая около 18 000 артикулов для одного из крупнейших российских ритейлеров электробытовой техники. Используется электронная система штрих-кодирования для каждой SKU и обеспечивается ежедневная отправка в магазины вместе с основными заказами.

Вопрос о целесообразности перехода на аутсорсинг не новый, каждый решает его для по-своему. В ряде случаев, развивая собственную логистику, компании получают значительную экономию на издержках. Самое важное - что компания должна располагать значительным объемом свободных средств для инвестирования в непрофильную инфраструктуру. Например, строительство современного логистического комплекса площадью 10 тыс. кв. м обойдется в $5-10 млн в зависимости от места расположения и типов оборудования. Кроме того, компании следует готовиться к значительному увеличению количества персонала и связанным с этим проблемам, быть готовой эффективно управлять бизнес-процессами в непрофильной для себя области.

Преимущества этого пути в том, что компания накапливает бесценный опыт в новой для себя области и получает дополнительные степени независимости от внешних поставщиков услуг. Наличие собственной логистической инфраструктуры также повышает капитализацию бизнеса. Собственная логистика позволит оказывать вашим клиентам персонализированный сервис, в отличие от аутсорсинга, предоставляющего качественный, но стандартизированный сервис. И наконец появляется так любимая многими возможность со временем диверсифицировать бизнес.

В ряде случаев компании, пользуясь услугами логистических провайдеров, значительно экономят на издержках и более рационально распределяют ресурсы предприятия. Многие предпочитают инвестировать те самые $10 млн в открытие новых торговых точек, выход на новые рынки, создание либо развитие бренда, инновационные разработки и многое другое, что принесет новые доходы, расширение доли рынка и другие преимущества). Не будем забывать об отсутствии гарантий эффективности инвестированных в логистику средств. Наконец, сложно оценить материальный ущерб от неприятных сюрпризов, которые при аутсорсинге перекладываются на оператора - внезапно потекла крыша склада, полы треснули, часть склада не загружена, персонал уличен в хищениях, отказывается работать по выходным, IT-отдел не справился со складской программой, машина сломалась по дороге к магазину и так далее.

 

Оксана Марковская, генеральный директор FILUET Logistics:

Россия находится на этапе формирования и консолидации логистической отрасли, существенно уступая западным странам по качеству и комплексности услуг транспортно-логистических компаний.

Динамику российского рынка в последние 2-3 года определял рост потребности в транспортировке и складировании грузов в условиях оживления экономики и увеличения потребительского спроса, и лишь второстепенную роль играло стремление компаний-клиентов к оптимизации бизнес-процессов за счет аутсорсинга непрофильных направлений деятельности и привлечения к управлению цепочками поставок логистических операторов. В настоящее время в России существует спрос на аутсорсинг отдельных логистических операций (хранение, транспортировка, дистрибуция, т.п.).

Полный аутсорсинг логистических функций, предполагающий долгосрочные и зачастую эксклюзивные права 3PL-оператора на ведение логистических операций клиента, не распространен в силу традиционного недоверия российских компаний к вовлечению сторонних лиц в бизнес на долгосрочной основе.

Если спрос на отдельные логистические услуги сформировался, то четкого понимания интегрированной логистики еще нет. Эта функция нова как для операторов, так и для потребителей. Тем не менее, наблюдается стремление к аутсорсингу все большего количества функций, и прежде всего в аутсорсинге заинтересованы иностранные компании.

"Филуэт" стремится привлечь не только российских ритейлеров, но и импортеров, которым, интересен весь пакет услуг 3PL, включая складские услуги, доставку, таможенное оформление и т.д. В получении комплексных услуг заинтересованы компании, работающие с косметикой, канцтоварами, одеждой, бытовой и мототехникой и др.

 

Алексей Цацулин, коммерческий директор Relogix :

Последние 10 лет потребность в логистических услугах увеличивается нарастающими темпами. Компании все чаще проявляют заинтересованность в комплексном логистическом решении. Это случается, если обнаруживаются трудности при организации собственной логистики либо не хватает ресурсов для ее обеспечения (инвестиции в склад, технику, оборудование, WMS). Приходится учиться на собственных ошибках. Логистический оператор руководствуется мировым логистическим опытом и выступает одновременно консультантом для своего клиента. Активная экспансия в регионы вынуждает компании задумываться об оптимизации логистических издержек, которой можно добиться быстрее и эффективнее в команде с 3PL -оператором за счет бизнес-процессинга, эффективной системы учета, ABC -анализа, четкого планирования грузопотоков. Возрастает роль распределительных центров (РЦ), особенно для ритейловых игроков в связи с необходимостью формирования мелких товарных партий перед отправкой, предпродажной подготовкой именно в местах хранения. РЦ дает множество преимуществ для работы: выступает как центр прибыли за счет дополнительных скидок от поставщиков, сокращения затрат на обслуживание цепи поставок, как инструмент планирования, маркетингового анализа, развития бизнеса. РЦ как и собственная логистика все чаще и чаще передаются на аутсорсинг. На первый план выходит качество услуг, их спектр.

В качестве примера аутсорсинговой услуги можно привести логистику возвратов - сервис, который все больше интересует игроков в основном пока из сегмента электроники и бытовой техники. Возвраты достигают 28% в предновогодний период и составляют около 17% в остальное время. При работе с некондиционным товаром продавцы сталкиваются с необходимостью организации специального подразделения, выделения площадей для хранения некондиционного товара, необходимость его проверки, сортировки, упаковки/переупаковки, возврата дистрибьютору или производителю, другими сложностями. Кроме возвратов товара из-за порчи и брака, набирает популярность такой прием, как свободный возврат купленного товара в течение определенного периода времени. Например, в США стандартный период для moneyback – две недели. Логистический оператор берет полную ответственность за решение всех этих проблем.

Логистика возвратов также интересна продуктовому ритейлу, компаниям, которые занимаются продажей обуви, в связи с потребностью возврата некондиционного товара из точек продаж в рамках заключенных соглашений с поставщиками.

На данном этапе рынок логистических услуг сформировался и продолжает развиваться. Уже сейчас понятно, что аутсорсинг вполне доступен и эффективен.

 

Артур Борцов, генеральный директор ООО "Жефко (СНГ)"

Наша компания относительно недавно присутствует на российском рынке 3PL – с декабря 2003 года. В качестве показателя спроса на 3PL -услуги приведу простую статистику. За это время филиал увеличился с 6 до 170 сотрудников. Однако в нашем случае особое значение имеет специализация компании - логистика автопрома. Взрывной рост спроса на автомобили в России сыграл немаловажную роль. Автомобильная промышленность в мире уже давно традиционно пользуется услугами 3PL . Более чем 50-летний опыт GEFCO сначала во Франции, а затем и в мире показал, что аутсорсинг логистических услуг в режиме just in time в этой отрасли позволяет снизить издержки на 30-40%. Сегодня подавляющая часть мирового сборочного производства (автомобильного, компьютерного и др.) работает в этом режиме. Однако в России такой вид услуги только зарождается. Проблема в том, что зарубежные автомобильные заводы, открывающие свои сборочные производства в России, очень тесно связаны с ввозом комплектующих из-за рубежа, а значит, с таможенными барьерами. Смысл поставок в режиме just in time заключается в том, что вся продукция от огромного количества поставщиков доставляется провайдером прямо на конвейер в точно определенное время. Несогласованность российских таможенных правил с общеевропейскими не позволяет гарантировать зарубежные поставки точно в срок. В этом смысле логистические операторы типа GEFCO очень рассчитывают на вступление России в ВТО, которое неизбежно повлечет за собой единообразие таможенных норм и правил. Таким образом, на наш взгляд, речь сегодня идет не о том, нужен ли аутсорсинг, а о том, как создать условия для него.

 

Логинфо - журнал о логистике в бизнесе

См. также Статью "3pl, 4pl… – 6pl или Sexy Party Logistics"

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования