СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

Потребность в логистических провайдерах производственно-торговых компаний в России

 

Экономическая целесообразность обуславливает постоянный поиск новых форм в ведении бизнеса и совершенствование отношений между участниками рынка. Потребность в тех или иных услугах возникает на определенной стадии развития экономики и по мере создания правового пространства, когда деятельность партнеров регламентирована действующим законодательством.

 

В экономически развитых странах, в благоприятной для развития экономики среде, десятилетиями создавались правила ведения бизнеса, изучались и совершенствовались способы достижения требуемых экономических результатов. Постоянный поиск наиболее эффективного хозяйствования привел к постепенному появлению специализированных компаний (провайдеров), которые берут на себя управление товарными потоками для производственных и торговых компаний. Такой вид услуг появился в западных странах сравнительно недавно. Определенным аналогом таких услуг является деятельность финансовых брокеров при управлении финансами клиента (ценными бумагами и определенными денежными средствами) с целью получения дополнительного дохода от игры на бирже. Такие услуги в банковской сфере существуют достаточно давно и обусловлены существующим законодательством и степенью защищенности клиента. Риски недобросовестного поведения брокера при этом сведены к минимуму.

В нашей стране в последние 10 лет стояла задача накопления капиталов и расширения бизнеса по экстенсивному способу развития. Лишь немногие торговые и производственные компании достигли в настоящее время уровня перехода на качественно иной – интенсивный способ развития и, вероятно, могли бы воспользоваться услугами логистических провайдеров. Это диктуется в первую очередь потребностью в снижении издержек на логистику. Содержание собственных складов и автохозяйств требует больших затрат и умения. Эффективно управлять собственными транспортными и складскими средствами, как показала практика разработки логистических проектов, могут очень немногие компании. Причиной является в первую очередь их специализация (производство, торговля) и существующие в компаниях системы управления товародвижением, которые не соответствуют решению стоящих перед ними задач.

 

Участники процесса

Посмотрим, кто же является участником логистического процесса (см. Схему 1).

 

6pl.ru Схема 1. Участники логистического процесса.

Схема 1. Участники логистического процесса.

 

По выполнению функциональных обязанностей участников логистического процесса можно разделить на следующие категории:

- Исполнитель – это транспортные и складские компании, брокеры, компании, осуществляющие сервисное обслуживание товара.

- Организаторы – это экспедиторские и транспортно-экспедиторские компании.

- Управляющие компании – это провайдеры, обеспечивающие частично или в полном объеме организацию и управление логистическими операциями, а также осуществление других связанных с ними операций для производственных и торговых компаний.

 

Кто как решает логистические задачи

Большая часть производственных и торговых компаний при организации товародвижения пользуется услугами исполнителей логистического процесса (сторонних перевозчиков, брокеров, коммерческих складов), а также организаторов (экспедиторов), меньшая часть - собственными складскими и транспортными ресурсами. Часто компании используют как собственные возможности, так и услуги других компаний. В любом случае в компаниях имеются системы управления, которые позволяют организовывать и контролировать товарные потоки. В зависимости от потребности и от знаний специалистов эта работа может быть организована в производственной или торговой компании следующим образом (см. Схему 2).

 

6pl.ru Схема 2. Решение логистических задач.

Схема 2. Решение логистических задач.

 

Вариант 1: Транспортное (логистическое) подразделение компании организует перевозки, складскую обработку, таможенное оформление путем заключения договоров с каждым из этих участников. Это подразделение должно постоянно контактировать с участниками и обмениваться данными и документами, а также своевременно осуществлять расчеты за предоставляемые услуги и платежи (различные сборы, налоги и т.п.). При сбое на каком-либо участке может произойти задержка в поставке товара и возникнуть дополнительные расходы.

Вариант 2: Компания заключает договор с экспедиторской компанией, которая организует по поручению и за счет Заказчика от собственного имени перевозку, перевалку и таможенное оформление товара. Непосредственную работу с экспедиторской компанией осуществляют специалисты отдела логистики, которые готовят для нее необходимые данные и документы и взаимодействуют с отправителем и получателем товара. Экспедиторская компания на основании имеющихся договоров с другими участниками логистического процесса организовывает приемку, доставку, складскую обработку и таможенное оформление товара заказчика на основании предоставленных им данных и документов. Вероятность сбоев в работе партнеров экспедитора обычно минимальна: они могут произойти чаще всего по не зависящим от них обстоятельствам. Задачей экспедитора является точное соблюдение сроков поставки. Добросовестные экспедиторские компании стараются не перекладывать на Заказчика дополнительные проблемы или сбои, если только они не являются результатом данных или документов, предоставленных Заказчиком.

Вариант 3: Компания заключает договор с провайдером на организацию и управление поставками от поставщика до конечного получателя с решением вопросов, касающихся выполнения указанных задач. Договор может охватывать как отдельные логистические операции, так и весь процесс управления товародвижением. При этом компания, передавая ряд производственных функций на аутсорсинг, интегрирует провайдера в той или иной степени в собственную организационную и управленческую систему.

Использование провайдеров производственными и торговыми компаниями в настоящее время представляется пока маловероятным, так как такая совместная работа требует формирования определенных условий в компании, ее готовности к такому сотрудничеству, сложившихся на практике правил деловых отношений между партнерами по бизнесу, наличию квалифицированных провайдеров и законодательной базы. Прежде всего, должны сформироваться условия, позволяющие решать данные задачи.

Например, при работе с 4PL провайдером производственная или торговая компания может переложить на него следующие задачи (см. Схему 3):

- Управление товарными запасами.

- Решение вопросов поставок с поставщиками.

- Ведение расчетов с поставщиками за отгружаемые товары.

- Управление перевозок и перевалок товаров.

- Ведение расчетов с экспедиторскими и другими компаниями, участвующими в логистическом процессе.

- Осуществление таможенных платежей и сборов.

- Управление складской обработкой товаров.

- Управление предпродажной подготовкой товаров.

- Управление послепродажным сервисом для клиентов компании.

- Взаимодействие со структурными подразделениями компании в части решения вопросов, касающихся организации и управления товародвижением.

Возможно решение и других вопросов в соответствии с договоренностью между партнерами.

 

6pl.ru Схема 3. Решение логистических задач 4PL провайдером

Схема 3. Решение логистических задач 4PL провайдером

 

Изучение существующих систем управления в ряде крупных производственных и торговых компаний, которые имеют сети дистрибьюторов, сети магазинов и филиалы в различных регионах нашей страны, показывает, что существующая у них система управления товародвижением и организационная структура компании часто не соответствует решаемым ею задачам. У многих руководителей компаний отсутствует проработанная стратегия развития бизнеса, а также понимание ими роли и места логистики в деятельности их компании.

 

Если за дело возьмется провайдер

Если компания все-таки собирается полностью или частично передать функции управления товародвижением провайдеру, то она должна быть готова к аудиту своей логистической системы и при необходимости к разработке и внедрению более совершенной модели управления товародвижением, более совершенной технологии работы и модернизации склада (см. Схему 4).

 

6pl.ru Схема 4. Основные этапы организации внешнего управления потоком движения ТМЦ

Схема 4. Основные этапы организации внешнего управления потоком движения ТМЦ

 

Представляется маловероятным вводить внешнее управление без прохождения всех 4 этапов, так как в этом случае провайдеру придется в рабочем порядке осуществлять изучение логистической системы Заказчика, разрабатывать наиболее оптимальную модель и пытаться на ходу внедрить ее в существующую систему Заказчика. При этом вместо целенаправленной работы по осуществлению необходимых транспортных и складских операций будут возникать постоянные дискуссии с Заказчиком о том, как у него поставлен процесс и что надо изменить или модернизировать.

При таком подходе штат провайдера, обслуживающий Заказчика, должен быть увеличен для одновременного решения указанных вопросов. Часть сотрудников вынуждена будет заниматься анализом существующей и построением более совершенной логистической модели, а другая часть – осуществлять оперативное управление и решать возникающие текущие вопросы. Также велика вероятность, что вопросы по изменению существующей технологии, выделение дополнительных средств для проведения необходимых изменений могут повиснуть в воздухе на неопределенное время. Кроме того, на проведение аудита и модернизации требуется достаточно много времени.

Сложно также будет осуществить оценку результатов деятельности провайдера и, в конечном счете, показать Заказчику правильность выбора такой системы управления, ее преимущества и доказать эффективность от ее использования. Вероятнее всего, Заказчик захочет попробовать ввести внешнее управление на какой-то одной части логистического процесса, для того чтобы более детально ознакомиться с таким управлением и с самой Управляющей компанией на практике. Менее болезненно это может произойти при внешнем управлении складскими операциями на объекте Заказчика, затем возможно распространение внешнего управления на систему распределения (дистрибуции), управление товарными запасами и управление поставками от российских производителей. Последними могут быть охвачены международные перевозки и таможенное оформление.

 

В провайдерах нуждаются все

В связи с тем, что развитие российских компаний осуществляется разными темпами, то их потребность в услугах провайдеров в настоящее время выражается хотя бы в осуществлении отдельных операций. Для этого на данном рынке услуг имеются необходимые предпосылки, а именно:

- Наличие компаний - исполнителей, предоставляющих транспортные, складские и брокерские услуги.

- Наличие компаний – организаторов, предоставляющих услуги по экспедированию грузов.

- Наличие компаний, предоставляющих послепродажное обслуживание товаров.

- Появление компаний – управленцев, осуществляющих пока не в полном объеме услуги по организации и управлению логистических операций. Такие компании – провайдеры организуются как на базе коммерческих складов, где они сами предоставляют услуги по складским операциям и перевозкам, так и в консалтинговых компаниях, где имеются высококвалифицированные специалисты – практики, которые предоставляют услуги по совершенствованию логистических операций и могут осуществлять управление этими операциями.

Сергей Таран,

Руководитель проектного направления компании

Logistics Systems

Логинфо - журнал о логистике в бизнесе

См. также Статью "3pl, 4pl… – 6pl или Sexy Party Logistics"

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования