|
Закон Российской Федерации "Об автотранспортной деятельности" ПРОЕКТ Внимание! Документ не имеет юридической силы.
Настоящий Закон определяет правовые, организационные и экономические основы деятельности автомобильного транспорта, компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по управлению автотранспортной деятельностью, а также права и обязанности граждан и юридических лиц, участвующих в автотранспортной деятельности и пользующихся автотранспортными услугами. Статья 1. Назначение автомобильного транспорта Автомобильный транспорт составляет, наряду с другими видами транспорта, основу транспортной системы Российской Федерации и обеспечивает транспортные потребности населения и экономики за счет комплекса услуг и работ, выполняемых в сфере автотранспортной деятельности. Статья 2. Законодательство об автомобильном транспорте 1. Отношения в области автомобильного транспорта регулируются настоящим Законом, другими федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, а также международными договорами Российской Федерации. Требования настоящего Закона, а также иные правовые акты, принимаемые федеральными органами государственной власти Российской Федерации по вопросам автотранспортной деятельности, обязательны для всех граждан, а также для всех организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. 2. Особенности автотранспортной деятельности при городских пассажирских перевозках регламентируются Федеральным законом РФ “О городском пассажирском транспорте”. 3. Если международным договором Российской Федерации в области автомобильного транспорта установлены иные правила, чем предусмотренные актами, указанными в настоящей статье, то применяются правила международного договора Российской Федерации. 4. Отношения в области автотранспортной деятельности могут регулироваться также Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Закону. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, регламентирующие отношения в области автотранспортной деятельности, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Законом и другими законами. Статья 3. Основные понятия Для целей настоящего Закона следующие понятия имеют значения, определенные ниже: Автомобильный транспорт - отрасль экономики, объединяющая организации и граждан, осуществляющих с использованием автотранспортных средств, соответствующего оборудования и инфраструктуры автотранспортную деятельность, а также органы, уполномоченные осуществлять управление автотранспортной деятельностью Автотранспортная деятельность - комплекс работ и услуг, связанных с подготовкой, организацией и осуществлением автомобильных перевозок людей и грузов, включая транспортно-экспедиционные работы, техническую эксплуатацию автотранспортных средств и пр. Автотранспортные органы - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять функции управления автотранспортной деятельностью. Автотранспортное средство - нерельсовое транспортное средство, имеющее собственный источник энергии и двигатель, или прицеп к такому транспортному средству, основным назначением которых является перевозка по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также буксирование прицепов. К автотранспортным средствам не относятся транспортные средства, для которых перевозка по дорогам людей и грузов является вспомогательной функцией (тракторы, дорожно-строительные машины и механизмы и т. п.). Автобус- автотранспортное средство, предназначенное, главным образом, для перевозки пассажиров и имеющее более 8 сидений, исключая место водителя Легковой автомобиль - автотранспортное средство (кроме мотоцикла), предназначенное, главным образом, для перевозки пассажиров и имеющее не более 8 сидений, исключая место водителя Грузовой автомобиль- автотранспортное средство, предназначенное, главным образом, для перевозки грузов или для буксировки прицепов Оператор - гражданин или юридическое лицо, осуществляющее в установленном порядке определенный вид автотранспортной деятельности. Перевозчик - оператор, заключивший в установленном порядке договор автомобильной перевозки пассажира или автомобильной перевозки грузов Клиент - гражданин или юридическое лицо, пользующееся или намеренное воспользоваться услугами оператора на основании договора перевозки, договора транспортной экспедиции или иного договора, предусмотренного законодательством Российской Федерации. Автомобильная перевозка (пассажиров, грузов) - перемещение пассажиров или грузов с использованием автотранспортных средств Перевозки автомобильным транспортом общего пользования - автомобильные перевозки, которые должны в соответствии с установленными для данного вида перевозок требованиями выполняться оператором по обращению любого гражданина или юридического лица Багаж - имущество, отправляемое пассажиром на основании дополнительного соглашения с оператором и следующее в том же направлении, что и пассажир. Заказчик перевозок - гражданин или юридическое лицо, организующее систематическое выполнение перевозок пассажиров или грузов на основании заключаемого с оператором договора об организации перевозок Владелец автотранспортного средства - физическое или юридическое лицо, наделенное правом владения, распоряжения и пользования автотранспортным средством, и зарегистрировавшее его в установленном законодательством РФ порядке. Техническая эксплуатация автотранспортных средств - комплекс работ и услуг по техническому обслуживанию, ремонту, хранению и инструментальной проверке технического состояния автотранспортных средств, обеспечивающий безопасное, работоспособное или исправное техническое состояние их при эксплуатации. Статья 4. Принципы осуществления автотранспортной деятельности 1. Автотранспортная деятельность на территории Российской Федерации осуществляется на основе следующих принципов: равенство прав и обязанностей граждан и юридических лиц при осуществлении автотранспортной деятельности; осуществление автотранспортной деятельности преимущественно на основе развития предпринимательства и конкуренции независимых предприятий и предпринимателей при условии равенства различных форм собственности; сочетание интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основе разграничения полномочий между их автотранспортными органами, а также органами местного самоуправления; обеспечение на всей территории Российской Федерации единого автотранспортного пространства за счет применения единых требований и норм осуществления автотранспортной деятельности; использование целевой государственной поддержки только в тех случаях, когда необходимый уровень предложения автотранспортных услуг не может быть обеспечен за счет деятельности независимых предприятий и предпринимателей; свобода выбора клиентом оператора, а также свобода выбора между использованием собственных автотранспортных средств и услуг оператора; обеспечение безопасности в сфере автотранспортной деятельности на основе применения системы единых норм и стандартов, регламентирующих автотранспортную деятельность. 2. Указанные принципы реализуются на основе государственного управления автотранспортной деятельностью. Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Статья 5. Задачи государственного управления автотранспортной деятельностью Основными задачами государственного управления автотранспортной деятельностью являются: - обеспечение уровня предложения автотранспортных услуг, достаточного для удовлетворения транспортных потребностей граждан и юридических лиц; - создание условий для безопасного и экологически безвредного осуществления автотранспортной деятельности; - регламентация и контроль качества работ и услуг, осуществляемых в сфере автотранспортной деятельности; - установление и контроль выполнения правил справедливой конкуренции на рынке автотранспортных услуг; - повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на рынке международных перевозок и защита внутреннего рынка автотранспортных услуг; - защита прав и интересов государства в сфере автотранспортной деятельности. 1. Общее государственное управление автотранспортной деятельностью в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - федеральным автотранспортным органом. Организационно-правовой статус федерального автотранспортного органа определяется Президентом и Правительством Российской Федерации. 2. Государственное управление автотранспортной деятельностью на территории субъектов Российской Федерации осуществляется территориальными автотранспортными органами. Полномочия и порядок деятельности территориальных автотранспортных органов определяются органами власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами. 3. Органами местного самоуправления могут создаваться по их инициативе муниципальные автотранспортные органы. Полномочия и порядок деятельности муниципальных автотранспортных органов определяются соответствующими органами местного самоуправления с учетом местных особенностей по согласованию с соответствующими территориальными автотранспортными органами. [Статьи 7-10 исключены] Статья 11. Привлечение к управлению автотранспортной деятельностью ее участников 1. Автотранспортные органы всех уровней не могут передавать своих полномочий или поручать функций непосредственного управления автотранспортной деятельностью: а) операторам; б) организациям, которые, имея прямую или косвенную заинтересованность в результатах автотранспортной деятельности, могли бы использовать такие полномочия в собственных интересах; в) объединениям операторов, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Объединения операторов, потребителей транспортных услуг или иных участников автотранспортной деятельности могут привлекаться соответствующим автотранспортным органом для консультаций при решении отдельных задач управления автотранспортной деятельностью. Такое привлечение может осуществляться при условии, что это не создаст отдельным операторам преимуществ в осуществлении автотранспортной деятельности и не приведет к недобросовестной конкуренции. Статья 12. Государственная поддержка автотранспортной деятельности 1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают операторам государственную поддержку в осуществлении или развитии отдельных видов автотранспортной деятельности. 2. Государственная поддержка реализуется как комплекс дотационных, инвестиционных, налоговых и иных мер, стимулирующих операторов к выполнению определенных видов деятельности. 3. Государственная поддержка должна направляться: а) на обеспечение потребностей в социально- и экономически значимых перевозках, которые не могут быть удовлетворены за счет самостоятельной конкурентной деятельности операторов; б) на развитие инфраструктуры автомобильного транспорта. 4. Государственная поддержка, направленная на развитие инфраструктуры, должна быть направлена на улучшение условий работы всех или большинства конкурирующих в данном секторе рынка операторов. 5. Государственная поддержка социально-значимых перевозок осуществляется, как правило, на основе государственного (муниципального) заказа на выполнение автотранспортной деятельности на конкурсной основе. 6. При прочих равных условиях, государственная поддержка должна в первую очередь предоставляться операторам, обеспечивающим наиболее эффективное ее использование по назначению. 7. Получение оператором государственной поддержки для выполнения определенного вида деятельности, не должно обеспечивать для него неоправданных конкурентных преимуществ на других видах деятельности. 8. Предоставление государственной поддержки осуществляется при обязательном участии территориальных автотранспортных органов. Статья 13. Информирование участников автотранспортной деятельности 1. Граждане и юридические лица имеют право обращаться в автотранспортные органы для получения информации о порядке осуществления и регулирования автотранспортной деятельности. 2. Автотранспортные органы обязаны предоставлять такую информацию, а также принимать все необходимые меры по доведению до участников автотранспортной деятельности положений соответствующих нормативных правовых актов. Глава 3. ВИДЫ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 14. Автомобильные перевозки пассажиров 1. По характеру деятельности оператора автомобильные перевозки пассажиров подразделяются на перевозки пассажиров, выполняемые на коммерческой основе, и некоммерческие пассажирские перевозки. К перевозкам пассажиров, выполняемым на коммерческой основе, относятся перевозки людей с использованием автотранспортных средств, осуществляемые на основании договора автомобильной перевозки пассажира. К некоммерческим пассажирским перевозкам относятся осуществляемые операторами перевозки их собственных работников или членов их семей для производственных или культурных целей. 2. По видам сообщения автомобильные перевозки пассажиров подразделяются на городские, пригородные, междугородные, межрегиональные и международные. К городским перевозкам относятся перевозки пассажиров между пунктами, находящимися в пределах установленных границ города или иного населенного пункта. К пригородным перевозкам относятся перевозки пассажиров между пунктами, расположенными в пределах установленных границ города или иного населенного пункта, и пунктами, расположенными за пределами установленных границ города или иного населенного пункта, на расстояние до 50 километров. К междугородным перевозкам пассажиров относятся перевозки между пунктами, расположенными в разных городах или иных населенных пунктах на территории одного субъекта Российской Федерации, на расстояние более 50 километров. К межрегиональным перевозкам пассажиров относятся перевозки между пунктами, расположенными на территории разных субъектов Российской Федерации. К международным перевозкам пассажиров относятся перевозки пассажиров между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, и пунктами, расположенными за пределами Российской Федерации. 3. По характеру организации автомобильные перевозки пассажиров подразделяются на регулярные и разовые. К регулярным относятся перевозки, выполняемые на основе договора об организации перевозок пассажиров и договора перевозки пассажира. К разовым относятся перевозки, выполняемые на основе договора перевозки пассажира. Статья 15. Автомобильные перевозки грузов 1. По характеру деятельности оператора автомобильные перевозки грузов подразделяются на перевозки грузов, выполняемые на коммерческой основе, и некоммерческие грузовые перевозки. К перевозкам грузов, выполняемым на коммерческой основе, относятся перевозки имущества с использованием автотранспортных средств, осуществляемые гражданами или юридическими лицами на основании договора автомобильной перевозки груза. К некоммерческим грузовым перевозкам относятся перевозки имущества с использованием автотранспортных средств, выполняемые юридическими лицами без заключения договора автомобильной перевозки груза. 2. По видам сообщения автомобильные перевозки грузов подразделяются на городские, пригородные, междугородные, межрегиональные и международные. К городским перевозкам относятся перевозки грузов между пунктами, находящимися в пределах установленных границ города или иного населенного пункта. К пригородным перевозкам относятся перевозки грузов между пунктами, расположенными в пределах установленных границ города или иного населенного пункта, и пунктами, расположенными за пределами установленных границ города или иного населенного пункта, на расстояние до 50 километров. К междугородным перевозкам грузов относятся перевозки между пунктами, расположенными в разных городах или иных населенных пунктах на территории одного субъекта Российской Федерации, на расстояние более 50 километров. К межрегиональным перевозкам грузов относятся перевозки между пунктами, расположенными на территории разных субъектов Российской Федерации. К международным перевозкам грузов относятся перевозки грузов между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, и пунктами, расположенными за пределами Российской Федерации. 3. По характеру организации автомобильные перевозки грузов подразделяются на регулярные и разовые. К регулярным относятся перевозки, для которых договором об организации перевозок, или действующими правилами перевозок, или иным образом заблаговременно (до вступления в силу договора перевозки) определены при необходимости маршруты, графики и расписания движения автотранспортных средств, пункты погрузки (выгрузки) и иные условия выполнения перевозок. К разовым относятся перевозки, порядок выполнения которых определяется условиями договора перевозки груза. Статья 16. Техническая эксплуатация автотранспортных средств 1. Техническая эксплуатация автотранспортных средств включает следующие виды деятельности: техническое обслуживание автотранспортных средств; ремонт автотранспортных средств инструментальная проверка технического состояния автотранспортных средств 2. К техническому обслуживанию автотранспортных средств относятся работы по поддержанию безопасного и работоспособного технического состояния автотранспортных средств. 3. К ремонту автотранспортных средств относятся работы по восстановлению безопасного и работоспособного технического состояния и ресурса автотранспортных средств. 4. К инструментальной проверке технического состояния автотранспортных средств относятся работы по оценке технического состояния автотранспортных средств с использованием контрольно-диагностического оборудования на соответствие требованиям правил, нормативов и стандартов, в том числе в части, относящейся к обеспечению их безопасности. Глава 4. ДОПУСК К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 17. Принципы допуска к осуществлению автотранспортной деятельности 1. На территории Российской Федерации действует единый порядок допуска граждан и юридических лиц к осуществлению автотранспортной деятельности, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными занонами Российской Федерации.. 2. Ведомственная принадлежность или форма собственности организации не могут служить основанием для ограничения допуска к осуществлению автотранспортной деятельности. 1. Допуск граждан и юридических лиц к осуществлению отдельных видов автотранспортной деятельности осуществляется на основе разрешений (лицензий), выдаваемых операторам лицензирующими органами. 2. Лицензия, выданная оператору, действующему на коммерческой основе, разрешает ему осуществление только того вида деятельности, который предусмотрен лицензией, а также соответствующей некоммерческой деятельности. Статья 18а). Лицензирующие органы 1. Лицензирование автотранспортной деятельности на территории российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти (федеральным лицензирующим органом), уполномоченным в установленном порядке Правительством Российской Федерации. 2. Федеральный лицензирующий орган вправе передать предусмотренные настоящей статьей полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. 3. Действия лицензирующих органов могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Статья 19. Виды автотранспортной деятельности, подлежащие лицензированию Виды автотранспортной деятельности, подлежащие лицензированию, устанавливаются федеральными законами Российской Федерации. Статья 20. Действие лицензий, выданных федеральными и региональными лицензирующими органами 1. Лицензии, выданные федеральным лицензирующим органом, разрешают оператору осуществление предусмотренной лицензией деятельности на всей территории Российской Федерации. 2. Лицензии, выданные в установленном порядке лицензирующими органами субъектов Российской Федерации, разрешают оператору осуществление предусмотренной лицензией деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также на территории иных субъектов Российской Федерации – при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации. Статья 21. Плата за рассмотрение лицензий и лицензионный сбор Размер платы за рассмотрение лицензий и лицензионного сбора при лицензировании автотранспортной деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами Российской Федерации в положениях о лицензировании соответствующих видов автотранспортной деятельности. Статья 22. Положения о лицензировании Положения о лицензировании отдельных видов автотранспортной деятельности разрабатывается федеральным автотранспортным органом и утверждается Правительством Российской Федерации. Статья 23. Допуск операторов к осуществлению перевозок автотранспортом общего пользования Условием допуска операторов к выполнению перевозок автотранспортом общего пользования является, помимо лицензии, наличие договора об организации перевозок, заключаемого с местными органами исполнительной власти в соответствии с требованиями настоящего Закона. Статья 24. Допуск к автотранспортной деятельности граждан, намеренных действовать без образования юридического лица 1. При допуске к автотранспортной деятельности граждан, намеренным осуществлять автотранспортную деятельность без образования юридического лица, на них в полном объеме распространяются все требования по допуску операторов к соответствующему виду деятельности. 2. Установленный порядок выполнения этих требований должен учитывать особенности осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица, а также, при необходимости, специфику индивидуального труда. 3. Для защиты интересов клиентуры и обеспечения безопасности автотранспортной деятельности может быть установлено, что участие операторов - индивидуальных предпринимателей в выполнении некоторых видов деятельности допускается только в качестве субконтракторов юридических лиц. Глава 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 25. Общие принципы регулирования конкуренции 1. Автотранспортная деятельность осуществляется в соответствии с политикой демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях. 2. Деятельность по допуску и регулированию автотранспортной деятельности должна быть направлена на всемерное развитие конкуренции независимых операторов, на исключение или ограничение монопольных проявлений в отрасли и должна осуществляться во взаимодействии с антимонопольными органами соответствующего уровня. Статья 26. Недобросовестная конкуренция Несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации операторы, допускающие с целью создания или поддержания дефицита автотранспортных услуг, либо с целью неоправданного завышения цен на них, либо для получения преимущества в конкуренции с другими операторами: а) сознательное изъятие из эксплуатации автотранспортных средств; б) необоснованное прекращение предоставления автотранспортных услуг; в) введение клиентов в заблуждение относительно характера услуг оператора, цен на эти услуги и характера их предоставления; г) использование доминирующего положения в определенном виде деятельности для оказания давления на клиентов при реализации других услуг; д) использование средств государственной поддержки (государственного заказа) в целях развития деятельности, не являющейся объектом этой поддержки; е) предоставление услуг, не предусмотренных имеющейся у перевозчика лицензией; ж) навязывание клиентам невыгодных для них или не соответствующих требованиям действующего законодательства условий договора на предоставление автотранспортных услуг; з) заключение соглашений с другими операторами о разграничении рынков автотранспортных услуг, искусственном поддержании неоправданно высоких цен или об иных совместных действиях, направленных на ограничение конкуренции; и) нарушение установленного режима труда и отдыха водителей; к) иные действия, создающие неоправданные конкурентные преимущества либо препятствующие расширению рынка автотранспортных услуг. Статья 27. Ограничение избыточной и недобросовестной конкуренции и проявлений монополизма 1. В целях повышения качества обслуживания клиентов доступ операторов к выполнению отдельных видов деятельности с высоким уровнем предложения услуг может быть ограничен путем установления дополнительных лицензионных требований к качеству предоставляемых услуг, повышения стоимости соответствующей лицензии или ограничения числа выдаваемых на данный вид деятельности лицензий. 2. При допуске к автотранспортной деятельности организаций, основная уставная деятельность которых не связана с выполнением автомобильных перевозок, автотранспортные органы могут ограничить автотранспортную деятельность таких организаций обслуживанием ограниченной части клиентов, указав это в дополнительных условиях лицензирования. 3. Лицензии на выполнение отдельных видов автотранспортной деятельности на коммерческой основе не должны выдаваться нетранспортным организациям, имеющим в силу их основной деятельности возможность оказывать прямо или косвенно давление на клиентов или получать каким либо иным образом неоправданные преимущества перед другими операторами. 4. Решение об ограничении доступа операторов к выполнению отдельных видов деятельности принимается автотранспортным органом соответствующего уровня по согласованию с антимонопольным органом и после консультаций с представителями (ассоциацией, объединением) операторов, выполняющих данный вид деятельности. 5. Несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации органы государственного управления и органы местного самоуправления, создающие с использованием предоставленных им полномочий неоправданные конкурентные преимущества одним операторам перед другими. Статья 28. Сохранение единого автотранспортного пространства 1. Автотранспортные органы не вправе вводить ограничения или льготы, создающие преимущества или затрудняющие автотранспортное обслуживание отдельных территорий, а также создающие более выгодные или менее выгодные условия для операторов, действующих на отдельных территориях, кроме случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи. 2. Ограничения или льготы, изменяющие условия автотранспортной деятельности на отдельных территориях, могут вводиться временно в целях развития отдельных территорий или в иных целях Правительством Российской Федерации. Статья 29. Режим труда и отдыха водителей 1. Требования по организации труда и отдыха водителей устанавливаются в целях обеспечения безопасности движения и создания условий для справедливой конкуренции. 2. Требования по организации труда и отдыха водителей для различных видов перевозок разрабатываются Федеральным автотранспортным органом совместно с компетентными федеральными органами государственного управления и на основе консультаций с объединениями операторов и утверждаются Правительством Российской Федерации. 3. Федеральный автотранспортный орган определяет требования по оснащению автотранспортных средств необходимыми средствами контроля режимов труда и отдыха водителей. 4. Федеральный автотранспортный орган организует в установленном порядке совместно с компетентными органами исполнительной власти контроль выполнения требований по организации труда и отдыха водителей. Статья 30. Контроль конкуренции в автотранспортной деятельности 1. Любые организации и граждане вправе внести на рассмотрение федерального автотранспортного органа или федерального антимонопольного органа вопрос о нарушении законодательства об ограничении монополистической деятельности или о случаях недобросовестной конкуренции на автомобильном транспорте в установленном порядке. 2. Контроль реализации мер по демонополизации и развитию конкуренции в области автотранспортной деятельности осуществляется Федеральным автотранспортным органом во взаимодействии с федеральным антимонопольным органом. Глава 6. ТРЕБОВАНИЯ К АВТОТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ И ОБОРУДОВАНИЮ Статья 31. Общие требования к автотранспортным средствам и оборудованию 1. Автотранспортные средства, оборудование и материалы для их эксплуатации должны соответствовать требованиям нормативных документов Российской Федерации, действующим на момент их производства, а также соответствующих международных договоров Российской Федерации и соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация. 2. Техническое состояние автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации и зарегистрированных в установленном порядке, должны соответствовать требованиям “Правил технической эксплуатации автотранспортных средств”, разрабатываемых Федеральным автотранспортным органом и утверждаемых Правительством Российской Федерации. Обязанности по соблюдению требований “Правил технической эксплуатации автотранспортных средств” возлагаются на их владельцев либо лиц, осуществляющих эксплуатацию автотранспортных средств. Статья 32. Сертификация 1. Объектами сертификации на автомобильном транспорте являются: продукция, используемая на автомобильном транспорте; работы, услуги и иные объекты, которыми могут являться процессы, системы качества, персонал и рабочие места. Порядок сертификации на автомобильном транспорте устанавливает Федеральный автотранспортный орган по согласованию с другими уполномоченными органами исполнительной власти. 2. Обязательной сертификации подлежат объекты, влияющие на безопасность для здоровья и жизни человека, его имущества и окружающей среды, включая автотранспортные средства, запасные части к ним, технологическое оборудование, эксплуатационные материалы, работы и услуги автотранспортной деятельности, в том числе по техническому обслуживанию, ремонту и инструментальной проверке автотранспортных средств, а также персонал и рабочие места. Номенклатура объектов автомобильного транспорта, подлежащих обязательной сертификации утверждается Правительством Российской Федерации. 3. Организацию и проведение работ по обязательной сертификации объектов автомобильного транспорта осуществляет Федеральный автотранспортный орган. 4. Предусмотренная законодательством РФ обязательная сертификация в сфере автотранспортной деятельности может включаться в установленном порядке в перечень условий лицензирования операторов. Статья 33. Требования к автотранспортным средствам, устанавливаемые автотранспортными органами Автотранспортные органы могут устанавливать в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке обязательные требования по специальному оборудованию или внешнему оформлению автотранспортных средств, используемых для определенных видов автотранспортной деятельности. Глава 7. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ Статья 34. Общие принципы установления тарифов Если действующим законодательством не предусматривается иное, тарифы на автотранспортные услуги устанавливаются на договорной основе. Статья 35. Формы регулирования тарифов 1. Автотранспортные органы в целях защиты интересов потребителей транспортных услуг и стабилизации рынка могут в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке требовать от операторов: - объявления тарифов, по которым они предлагают клиентам свои услуги; - соблюдения объявленных тарифов в течение определенного времени или заблаговременного информирования клиентов о предстоящем изменении тарифов; - обязательной документальной фиксации (в договорах, товарно-транспортной документации и т.д.) цен, по которым были предоставлены автотранспортные услуги; - предоставления клиенту, по его требованию, калькуляции стоимости услуг. 2. При выполнении оператором перевозок, признанных в установленном порядке перевозками автомобильным транспортом общего пользования, органы государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с автотранспортными органами разрабатывают и утверждают фиксированные тарифы на соответствующие перевозки и на дополнительные неперевозочные услуги. Статья 36. Реализация мер по регулированию тарифов 1. Решения в области тарифно-ценового регулирования принимаются соответствующими автотранспортными органами, как правило, на основе консультаций с представителями операторов и клиентуры. 2. Порядок применения предусмотренных настоящим Законом мер по регулированию тарифов устанавливается “Правилами разработки и применения тарифов на автомобильном транспорте”. 3. “Правила разработки и применения тарифов на автомобильном транспорте” разрабатываются Федеральным автотранспортным органом и утверждаются Правительством Российской Федерации. Статья 37.* Льготы и преимущества по провозной плате при перевозках пассажиров 1. В случае, когда Законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате, то расходы оператора по выполнению перевозок соответствующих категорий граждан возмещаются за счет средств местных бюджетов. 2. Размеры и порядок компенсации устанавливаются договором, заключаемом оператором с органами исполнительной власти соответствующего уровня. Указанный договор должен предусматривать ответственность за несвоевременное предоставление компенсации, а также право оператора, не получающего своевременно оговоренную договором компенсацию, на сокращение объема своей деятельности в соответствии с фактическими размерами финансирования. 3. Территориальные автотранспортные органы устанавливают формы проездных билетов, используемых гражданами, на которых распространяются установленные льготы. Документы, подтверждающие принадлежность граждан к категории лиц, для которой установлены льготы, не могут являться основанием для перевозки их по льготным тарифам или бесплатно. Глава 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ И ПРИВЛЕЧЕНИЕ ОПЕРАТОРОВ К ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 38. Обеспечение мобилизационной готовности 1. Органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают мобилизационную готовность автомобильного транспорта в соответствии с законом и в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. 2. Взаимоотношения органов исполнительной власти с операторами при проведении мероприятий по обеспечению мобилизационной готовности строятся, как правило, на основе системы государственного заказа. Статья 39. Привлечение операторов к ликвидации чрезвычайных ситуаций 1. Органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут привлекать операторов к выполнению перевозок и иной автотранспортной деятельности, связанной с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. 2. Порядок привлечения операторов к транспортной деятельности в чрезвычайных ситуациях устанавливается Правительством Российской Федерации. Глава 9. ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ Статья 40. Оператор автомобильных перевозок пассажиров 1. Оператором автомобильных перевозок пассажиров является гражданин или юридическое лицо, осуществляющее в установленном порядке автомобильные перевозки пассажиров или иные предусмотренные настоящим Законом виды деятельности, связанные с автомобильными перевозками пассажиров. 2. Оператор может предоставлять свои услуги клиентам на основании договоров автомобильной перевозки пассажиров или иных договоров, предусмотренных действующим законодательством. 3. Оператор несет ответственность как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих служащих и всех других юридических и физических лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления своей деятельности, когда эти лица действуют в рамках возложенных на них оператором обязанностей. 4. Оператор несет ответственность за техническую исправность используемых автотранспортных средств, а также за их государственную регистрацию в установленном порядке. 5. Оператор, осуществляющий автомобильные перевозки пассажиров, обязан обеспечить наличие на всех автотранспортных средствах, используемых им для выполнения перевозок: своего фирменного обозначения и (или) наименования, документа (копии документа), подтверждающего право на выполнения соответствующих перевозок; документа, удостоверяющего принадлежность автотранспортного средства, с указанием в нем цели поездки и иных установленных сведений (путевой документ). Статья 41. Договор об организации перевозок пассажиров 1. При необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в выполнении таких перевозок (заказчик перевозок), может заключать с оператором договор об организации перевозок пассажиров. 2. Заказчиком по договору об организации перевозок пассажиров может выступать любой гражданин или юридическое лицо. 3. Отдельные виды перевозок пассажиров, определенные настоящим Законом, осуществляются исключительно на основе договора об организации перевозок пассажиров. 4. По договору об организации перевозок пассажиров оператор обязуется в течение установленного срока предоставлять предусмотренные договором транспортные услуги, а заказчик- оплачивать по согласованной цене предоставляемые оператором транспортные услуги, или иным образом содействовать их предоставлению пассажирам. 5. Договором об организации перевозок пассажиров могут определяться зона выполнения перевозок, маршруты, графики и расписания перевозок, тип используемых автотранспортных средств и требования к ним, состав сопутствующих перевозке услуг, размер провозной платы, порядок оплаты проезда, круг лиц, являющихся пассажирами, иные условия. 6. Договор об организации перевозок пассажиров не устраняет необходимости заключения в установленном порядке договора автомобильной перевозки пассажира. 7. Если договор об организации перевозок пассажиров не предусматривает иного, оплата перевозок производится клиентом по договору перевозки на условиях, действующих для данного вида перевозок. 8. Ответственность за невыполнение условий договора об организации перевозок устанавливается по соглашению сторон. 9. Договор об организации перевозок пассажиров заключается в письменной форме. Статья 42. Перевозки пассажиров автотранспортом общего пользования 1. Перевозки пассажиров автотранспортом общего пользования организуются на основе договора об организации перевозок пассажиров, заключаемого оператором с заказчиком в лице органа государственной исполнительной власти (органа местного самоуправления) субъекта Российской Федерации. 2. По договору об организации перевозок пассажиров оператор обязывается выполнять перевозку по обращению любого лица. 3.* К перевозкам пассажиров автотранспортом общего пользования относятся следующие виды перевозок: - регулярные перевозки пассажиров автобусами; - перевозки пассажиров автомобилями-такси. 4. Органы государственной исполнительной власти (местного самоуправления) субъектов Российской Федерации могут принимать решение об отнесении к перевозкам автотранспортом общего пользования других видов перевозок пассажиров, выполняемых в пределах соответствующей территории . 5. Орган государственной исполнительной власти (местного самоуправления) субъекта Российской Федерации заключает договор об организации перевозок пассажиров автотранспортом общего пользования с операторами, имеющими лицензию на право выполнения соответствующих перевозок. Заключение договора об организации перевозок пассажиров автотранспортом общего пользования осуществляется, как правило, на конкурсной основе Статья 43.* Обязанности автотранспортных органов при подготовке, заключении и контроле выполнения договора об организации перевозок пассажиров автотранспортом общего пользования Автотранспортный орган соответствующего уровня: - участвует в разработке условий договора об организации перевозок пассажиров автотранспортом общего пользования; - выступает в качестве организатора конкурса на размещение договора; - контролирует выполнение сторонами условий договора. Статья 44. Порядок организации регулярных маршрутов перевозок пассажиров 1. Регулярным маршрутом перевозок пассажиров является маршрут, устанавливаемый договором об организации перевозок пассажиров. 2. Организация регулярных маршрутов перевозок пассажиров может осуществляться как по инициативе органов исполнительной государственной власти (органов местного самоуправления) субъектов Российской Федерации, так и по инициативе операторов. 3.* Организация регулярных городских, пригородных и междугородных (в пределах территории субъекта Российской Федерации) маршрутов осуществляется по согласованию с территориальным автотранспортным органом. 4. Организация регулярных межрегиональных маршрутов осуществляется по согласованию с территориальными автотранспортными органами субъектов Российской Федерации, по территории которых проходит соответствующий маршрут. 5. Организация новых международных маршрутов осуществляется по согласованию с федеральным автотранспортным органом. 6. Регулярный маршрут перевозок пассажиров может быть организован, если регулярное движение по данному маршруту возможно по условиям пропускной способности дорог; состояние дорог и их обустройство соответствуют требованиям безопасности дорожного движения; организация маршрута соответствует интересам населения. 7. Если организация регулярного маршрута затрагивает интересы действующих операторов, то автотранспортный орган, с которым согласовывается организация нового маршрута, обязан принимать соответствующее решение с учетом мнения заинтересованных операторов. Статья 45. Страхование при автомобильных перевозках пассажиров Перевозчик несет ответственность за обязательное страхование в соответствии с действующим законодательством гражданской ответственности перед третьими лицами на случай возмещения возможного ущерба при выполнении перевозок, а также за обязательное страхование пассажиров. Статья 46. Договор автомобильной перевозки пассажира 1. По договору автомобильной перевозки пассажира: перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить в пункт назначения багаж; пассажир или действующее в его интересах лицо обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа. 2. Взаимоотношения сторон, связанные с выполнением договора автомобильной перевозки пассажира устанавливаются настоящим Законом, Уставом автомобильного транспорта Российской Федерации и вытекающими из них Правилами . Статья 47.* Особенности организации регулярных городских и пригородных перевозок пассажиров автобусами 1. Регулярные городские (пригородные) перевозки пассажиров осуществляются на коммерческой основе. 2. Оператор, осуществляющий в установленном порядке регулярные городские (пригородные) перевозки пассажиров автобусами, обязан выполнять перевозку по обращению любого лица. 3. Регулярные городские (пригородные) перевозки пассажиров автобусами осуществляются на основании договора об организации регулярных городских (пригородных) перевозок пассажиров автобусами, заключаемого между оператором и заказчиком в лице органа исполнительной государственной власти (органа местного самоуправления) субъекта РФ. 4. Договором об организации регулярных городских (пригородных) перевозок пассажиров автобусами устанавливаются: маршруты перевозок с указанием пунктов посадки (высадки) пассажиров; расписание движения и количество автобусов на каждом из установленных договором маршруте. Если на одном маршруте работает несколько перевозчиков, то для них устанавливается общее расписание; требования к внешнему оформлению и оборудованию автобусов, используемых для выполнения местных регулярных перевозок пассажиров; тарифы на перевозки пассажиров и багажа; порядок продажи проездных билетов и билетного контроля; иные условия организации и выполнения перевозок в соответствии с настоящим Законом, Уставом автомобильного транспорта Российской Федерации и вытекающими из них Правилами. 5. По договору об организации регулярных городских (пригородных) перевозок пассажиров автобусами заказчик обязуется: обеспечить оформление и содержание в соответствии с законодательством РФ установленных договором пунктов посадки и высадки пассажиров; не допускать выполнение перевозок пассажиров на установленных договором маршрутах операторами, не заключившими в установленном порядке договора об организации перевозок пассажиров на данных; компенсировать убытки оператора, связанные с применением установленных договором тарифов; компенсировать убытки оператора, связанные с перевозкой пассажиров, имеющих право льготного проезда 6. Оператор имеет право отступить от условий договора, указанных в п.4. настоящей статьи, если заказчик не выполняет своих обязательств по компенсации убытков оператора. Статья 48. Особенности организации междугородных и межрегиональных регулярных перевозок пассажиров автобусами 1. Междугородные (межрегиональные) регулярные перевозки пассажиров осуществляются на коммерческой основе. 2. Оператор, осуществляющий в установленном порядке междугородные (межрегиональные) регулярные перевозки пассажиров, обязан выполнять перевозку по обращению любого лица. 3. Междугородные регулярные перевозки пассажиров организуются на основании договора об организации междугородных регулярных перевозок пассажиров, заключаемого между оператором и заказчиком в лице органа исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае организации межрегиональных перевозок пассажиров оператор обязан заключить соответствующий договор с органами исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены остановочные пункты маршрута. 4. Договором об организации междугородных (межрегиональных) регулярных перевозок пассажиров устанавливаются: маршруты перевозок с указанием пунктов посадки (высадки) пассажиров; расписание движения и количество автобусов на каждом из установленных договором маршруте. Если на одном маршруте работает несколько перевозчиков, то для них устанавливается общее расписание; требования к внешнему оформлению автобусов, используемых для выполнения междугородных регулярных перевозок пассажиров; тарифы на перевозки пассажиров и багажа; порядок продажи проездных билетов и билетного контроля; иные условия организации и выполнения перевозок в соответствии с настоящим Законом, Уставом автомобильного транспорта Российской Федерации и вытекающими из них Правилами. 5. По договору об организации междугородных (межрегиональных) регулярных перевозок пассажиров заказчик обязуется: обеспечить оформление и содержание в соответствии с законодательством РФ установленных договором пунктов посадки и высадки пассажиров; не допускать выполнения перевозок пассажиров на установленных договором маршрутах операторами, не заключившими в установленном порядке договор об организации перевозок пассажиров на соответствующих маршрутах; обеспечить предоставление оператору услуг автовокзала (автостанции) в случае если этот автовокзал (автостанция) является в соответствии с договором пунктом посадки (высадки) пассажиров; компенсировать возможные убытки оператора, связанные с применением установленных договором тарифов; компенсировать убытки оператора, связанные с перевозкой пассажиров, имеющих право льготного проезда. 6. Оператор имеет право отступить от условий договора, указанных в п.4. настоящей статьи, если заказчик не выполняет своих обязательств по компенсации убытков оператора. Статья 49. Особенности организации перевозок пассажиров заказными автобусами 1. Перевозки пассажиров заказными автобусами осуществляются на коммерческой основе по предварительно оформленным заказам граждан и юридических лиц. 2. Оператор, выполняющий в установленном порядке перевозки пассажиров заказными автобусами, не имеет права осуществлять посадку пассажиров в пунктах, установленных для посадки пассажиров на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутов. Статья 50.* Особенности организации перевозок пассажиров автомобилями-такси 1. Перевозки пассажиров автомобилями-такси осуществляются на коммерческой основе. 2. Оператор, осуществляющий в установленном порядке перевозки пассажиров автомобилями-такси, обязан выполнять перевозку по обращению любого лица. 3. Перевозки пассажиров автомобилями-такси организуются на основании договора об организации перевозок пассажиров автомобилями-такси, заключаемого между оператором и заказчиком в лице органа исполнительной государственной власти (органа местного самоуправления) субъекта Российской Федерации. 4. По договору об организации перевозок пассажиров автомобилями-такси оператор обязуется: осуществлять перевозки по обращению любого лица в пределах территории, установленной договором для данного оператора заказчиком перевозок и в соответствии с действующими правилами; использовать для работы в режиме автомобилей-такси установленное договором количество автомобилей; применять установленные договором тарифы; использовать для перевозок пассажиров автомобили, оснащенные таксометрами и имеющими установленные отличительную окраску и обозначения, а также фирменное наименование и (или) обозначение оператора. 5. Оператор имеет право: использовать для стоянки автомобилей и посадки пассажиров установленные договором специально оборудованные стоянки таксомоторов; производить посадку пассажиров на любых участках дорожной сети, относящихся к установленной договором территории; производить высадку пассажиров за пределами установленной договором территории на максимальном удалении от нее, обусловленном договором. 6. По договору об организации перевозок пассажиров автомобилями-такси заказчик обязуется: обозначать и содержать в надлежащем порядке предусмотренные договором места посадки пассажиров; не допускать на территории, отведенной договором для работы данного оператора, деятельности в режиме такси операторов и иных владельцев автотранспортных средств, не заключивших в установленном порядке соответствующего договора об организации перевозок пассажиров легковыми автомобилями-такси. 7. Договор об организации перевозок пассажиров автомобилями-такси может устанавливает также иные условия выполнения перевозок, не противоречащие требованиям настоящего Закона и действующего законодательства. Статья 51. Особенности организации перевозок пассажиров заказными легковыми автомобилями 1. Перевозки пассажиров заказными легковыми автомобилями осуществляются на коммерческой основе по предварительно оформленным заказам граждан и юридических лиц. 2. Оператор, выполняющий в установленном порядке перевозки пассажиров заказными легковыми автомобилями, не имеет права осуществлять посадку пассажиров на участках дорожной сети и на специально оборудованных таксомоторных стоянках, кроме случаев, когда такая посадка предусмотрена договором перевозки пассажира заказным легковым автомобилем. Статья 52. Особенности организации международных автомобильных перевозок пассажиров 1. Международные автомобильные перевозки пассажиров на территории Российской Федерации выполняются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также общепринятыми принципами и нормами международного права. 2. Федеральный автотранспортный орган обеспечивает выполнение на территории Российской Федерации условий международных договоров Российской Федерации в области международных автомобильных перевозок пассажиров. 3. Федеральный автотранспортный орган выдает российским перевозчикам разрешения на выполнение международных перевозок в те страны, в отношении которых действует разрешительный режим выполнения перевозок. Если количество предназначенных к выдаче разрешений меньше, чем требуется операторам, то в первую очередь разрешения выдаются: для доставки российских граждан на значительные культурные и спортивные мероприятия, проводимые за рубежом; для перевозок, выполняемых совместно с операторами других видов транспорта; для перевозок людей, связанных с оказанием гуманитарной помощи и ликвидацией последствий стихийных бедствий; для иных перевозок, имеющих важное гуманитарное, социальное и политическое значение для Российской Федерации. 4. Контроль соблюдения российскими и иностранными перевозчиками правил международных автомобильных перевозок пассажиров осуществляется в соовтетствии с федеральным законом Российской Федерации. 5. Автотранспортные средства, используемые иностранными операторами, могут быть подвергнуты осмотру уполномоченными на это должностными лицами с проверкой путевых и перевозочных документов при выполнении международных перевозок пассажиров по территории Российской Федерации. 6. Выполнение иностранными операторами перевозок пассажиров между пунктами на территории Российской Федерации запрещается. Как исключение, такие перевозки допускаются на основании особого разрешения в течение ограниченного времени при невозможности их выполнения российскими перевозчиками. Порядок выдачи соответствующих разрешений устанавливается Правительством Российской Федерации. 7. Если иностранный оператор выполняет в установленном порядке перевозки по регулярному международному автобусному маршруту с остановкой на территории Российской Федерации, то на него распространяются требования соответствующих статей настоящего Закона. 8. Порядок таможенного оформления международных перевозок пассажиров определяется таможенным законодательством Российской Федерации. Глава 10. ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ Статья 53. Оператор автомобильных перевозок грузов 1. Оператором автомобильных перевозок грузов (оператором) является гражданин или юридическое лицо, осуществляющее в установленном порядке автомобильные перевозки грузов или иные предусмотренные настоящим Законом виды деятельности, связанные с перевозками грузов. 2. Оператор может предоставлять свои услуги клиентам на основании договоров автомобильной перевозки грузов, договоров транспортной экспедиции, иных договоров, предусмотренных действующим законодательством. 3. Оператор несет ответственность как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих служащих и всех других юридических и физических лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления своей деятельности, когда эти лица действуют в рамках возложенных на них оператором обязанностей. 4. Оператор несет ответственность за техническую исправность используемых автотранспортных средств, а также за их государственную регистрацию в установленном порядке. 5. Если автотранспортное средство, используемое оператором для перевозки груза, перевозится на части маршрута, предусмотренного договором перевозки, по морю, по железной дороге, по внутренним водным путям или воздушным путем, и груз с автотранспортного средства не перегружается, то условия настоящего Законом применяются ко всей перевозке в целом. Если доказано, что утрата груза, его повреждение или превышение установленных сроков доставки произошли во время перевозки, осуществляемой другим видом транспорта и не по вине оператора автомобильной перевозки, то ответственность оператора автомобильной перевозки определяется как ответственность оператора данного вида транспорта на основании соответствующих правовых норм. 6. Оператор, осуществляющий автомобильные перевозки грузов, обязан обеспечить наличие на всех автотранспортных средствах, используемых им для выполнения перевозок: своего фирменного обозначения и (или) наименования, документа (копии документа), подтверждающего право на выполнения соответствующих перевозок; документа, удостоверяющего принадлежность автотранспортного средства, с указанием в нем цели поездки и иных установленных сведений (путевой документ). Статья 54. Договор автомобильной перевозки грузов 1. По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю) означенному в договоре лицу, а клиент обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. 2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной. Неправильность составления или утрата транспортной накладной не влияют на существование и действительность договора перевозки. 3. Для выполнения своих обязательств по договору перевозки перевозчик может использовать автотранспортные средства, находящиеся у него в собственности, или используемые им на основании договора аренды транспортных средств, иных договоров, предусмотренных действующим законодательством. 4. Если доказано, что перевозка фактически выполнялась по устному соглашению сторон без составления транспортной накладной, то договор перевозки должен быть признан фактически заключенным, а стороны такой сделки должны быть признаны перевозчиком и клиентом и нести ответственность в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации и настоящего Закона. 5. Договор перевозки груза может быть заключен оператором с грузоотправителем, грузополучателем или с иным лицом. При этом грузоотправитель, либо грузополучатель, либо иное лицо, заключающее договор перевозки, пользуются равными правами и несут равные обязанности в соответствии с договором, гражданским законодательством и настоящим Законом. 6. Любой заключенный в соответствии с действующим законодательством договор должен быть признан договором перевозки грузов, если из его содержания вытекают обязательства, предусмотренные настоящей статьей. 7. Взаимоотношения сторон, связанные с выполнением договора автомобильной перевозки грузов, устанавливаются Уставом автомобильного транспорта Российской Федерации и вытекающими из него Правилами. Статья 55. Договор об организации перевозок грузов 1. При необходимости осуществления систематических перевозок грузов гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в выполнении таких перевозок (заказчик перевозок), может заключать с оператором договор об организации перевозок грузов. По договору об организации перевозок грузов оператор обязуется в течение установленного срока выполнять оговоренные перевозки, а заказчик- оплачивать по согласованной цене выполняемые перевозки, или иным образом обеспечивать выполнение указанных перевозок, или содействовать их выполнению. 2. Договором об организации перевозок грузов могут определяться маршруты, графики и расписания перевозок, тип используемых автотранспортных средств, состав сопутствующих перевозке услуг, порядок определения стоимости услуг и их оплаты, иные условия организации перевозок. 3. Договор об организации перевозок грузов не устраняет необходимости заключения в установленном порядке договора автомобильной перевозки грузов. 4. При выполнении перевозок, предусмотренных договором об организации перевозок, клиентом по договору перевозки может являться как заказчик, так и любой другой гражданин или юридическое лицо. 5. Если договор об организации перевозок не предусматривает иного, оплата перевозок производится клиентом по договору перевозки на условиях, действующих для данного вида перевозок. 6. Ответственность за невыполнение условий договора об организации перевозок устанавливается по соглашению сторон. 7. Договор об организации перевозок грузов заключается в письменной форме. Статья 56. Правила автомобильных перевозок грузов 1. Федеральный автотранспортный орган в соответствии с настоящим Законом и Уставом автомобильного транспорта Российской Федерации разрабатывает “Общие правила автомобильных перевозок грузов”, вводимые в действие Правительством Российской Федерации”, а также предусмотренные настоящим Законом и Уставом автомобильного транспорта Российской Федерации правила выполнения отдельных видов автомобильных перевозок грузов, учитывающие особенности организации, выполнения и регулирования соответствующих перевозок. Разработка указанных правил проводится на основе консультаций с представителями клиентуры и операторов и по согласованию с заинтересованными органами государственного управления. 2. Правила, разрабатываемые в соответствии с настоящим Законом и Уставом автомобильного транспорта Российской Федерации, обязательны для всех операторов, действующих на территории Российской Федерации. Статья 57. Особенности организации международных автомобильных перевозок грузов 1. Международные автомобильные перевозки грузов на территории Российской Федерации выполняются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также общепринятыми принципами и нормами международного права. 2. Федеральный автотранспортный орган обеспечивает выполнение на территории Российской Федерации условий международных договоров Российской Федерации в области международных автомобильных перевозок грузов. 3. Федеральный автотранспортный орган выдает российским перевозчикам разрешения на выполнение международных перевозок в те страны, в отношении которых действует разрешительный режим выполнения перевозок. Если количество предназначенных к выдаче разрешений меньше, чем требуется операторам, то в первую очередь разрешения выдаются: для экспортных перевозок грузов, изготовленных в Российской Федерации; для перевозок, выполняемых совместно с операторами других видов транспорта; для перевозок скоропортящихся пищевых продуктов; для перевозок, связанных с оказанием гуманитарной помощи и ликвидацией последствий стихийных бедствий; для иных перевозок, имеющих важное гуманитарное, социальное и политическое значение для Российской Федерации. 4. Контроль соблюдения российскими и иностранными перевозчиками правил международных автомобильных перевозок грузов осуществляется в соответствии с федеральным Законом Российской Федерации. 5. Автотранспортные средства, используемые иностранными операторами, могут быть подвергнуты осмотру уполномоченными на это должностными лицами с проверкой путевых и перевозочных документов операторам при выполнении ими международных перевозок грузов на территории Российской Федерации. 6. Выполнение иностранными операторами перевозок грузов между пунктами на территории Российской Федерации запрещается. Как исключение, такие перевозки допускаются на основании особого разрешения в течение ограниченного времени при невозможности их выполнения российскими перевозчиками. Порядок выдачи соответствующих разрешений устанавливается Правительством Российской Федерации. 7. Порядок организации контроля выполнения международных перевозок грузов на территории Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. 8. Порядок таможенного оформления международных перевозок грузов определяется таможенным законодательством Российской Федерации. Статья 58. Особенности организации автомобильных перевозок опасных грузов 1. К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. 2. При перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан указать в соответствии с действующими правилами характер опасности, а также необходимые меры предосторожности при перевозке данного груза и обращении с ним в соответствии с действующими правилами. Соответствующие сведения вносятся грузоотправителем в транспортную накладную. 3. Перевозчик имеет право в любой момент выгрузить, уничтожить или обезвредить без всякого возмещения опасные грузы, о характере которых он не был проинформирован с соблюдением указанных выше условий. Отправитель обязан возместить возникшие вследствие этого расходы и ущерб. 4. Порядок организации, осуществления и регулирования автомобильных перевозок опасных грузов во всех видах сообщения устанавливается “Правилами перевозок опасных грузов автомобильным транспортом”, которые разрабатываются Федеральным автотранспортным органом и утверждаются Правительством Российской Федерации. Статья 59. Особенности организации междугородных и межрегиональных автомобильных перевозок грузов Особенности организации, осуществления и регулирования междугородных и межрегиональных перевозок грузов, в том числе порядок организации перевозок грузов через автомобильные терминалы устанавливаются “Правилами междугородных и межрегиональных перевозок грузов автомобильным транспортом”. “Правила междугородных перевозок грузов автомобильным транспортом” разрабатываются Федеральным автотранспортным органом и утверждаются Правительством Российской Федерации. Статья 60. Особенности организации автомобильных перевозок сельскохозяйственной продукции и скоропортящихся грузов Особенности организации, осуществления и регулирования перевозок сельскохозяйственной продукции и скоропортящихся грузов автомобильным транспортом устанавливаются “Правилами перевозок сельскохозяйственной продукции автомобильным транспортом”, утверждаемыми Федеральным автотранспортным органом. “Правила перевозок сельскохозяйственной продукции автомобильным транспортом” разрабатываются Федеральным автотранспортным органом и утверждаются Правительством Российской Федерации. Статья 61. Особенности организации автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов К крупногабаритным и тяжеловесным грузам относятся грузы, которые не могут перевозиться с использованием автотранспортных средств без нарушения действующих весовых и габаритных ограничений. Порядок организации, осуществления и регулирования крупногабаритных и тяжеловесных грузов устанавливается “Правилами перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом”. “Правила перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом” разрабатываются Федеральным автотранспортным органом и утверждаются Правительством Российской Федерации. Статья 62. Особенности организации автомобильных перевозок ценностей К ценностям относятся грузы, которые требуют особых мер по обеспечению их охраны при перевозке автомобильным транспортом. Порядок организации, осуществления и регулирования автомобильных перевозок ценностей устанавливается “Правилами перевозок ценностей автомобильным транспортом”. “Правила перевозок ценностей автомобильным транспортом” разрабатываются Федеральным автотранспортным органом и утверждаются Правительством Российской Федерации. Статья 63. Особенности организации автомобильных перевозок при обслуживании железнодорожных станций, портов, пристаней и аэропортов Порядок организации, осуществления и регулирования автомобильных перевозок при обслуживании железнодорожных станций, портов, пристаней и аэропортов устанавливается “Правилами автотранспортного обслуживания железнодорожных станций, портов, пристаней и аэропортов”. “Правила автотранспортного обслуживания железнодорожных станций, портов, пристаней и аэропортов” разрабатываются Федеральным автотранспортным органом и утверждаются Правительством Российской Федерации. Статья 64. Особенности организации автомобильных перевозок грузов населения К автомобильным перевозкам грузов населения относятся выполняемые на коммерческой основе перевозки личных и домашних вещей граждан, а также грузов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств. Порядок организации, осуществления и регулирования автомобильных перевозок грузов населения устанавливается “Правилами перевозок грузов населения автомобильным транспортом”. “Правила перевозок грузов населения автомобильным транспортом” разрабатываются Федеральным автотранспортным органом и утверждаются Правительством Российской Федерации. Статья 65. Особенности организации автомобильных перевозок почты 1. Порядок использования автотранспортных средств для перевозки почты регулируется Федеральным законом РФ “О связи”. 2. Оператор не имеет права отказать в заключении договора на перевозку почты по регулярным междугородным, межрегиональным или международным маршрутам, если он работает на условиях публичного договора и перевозки по указанным маршрутам входят в перечень предусмотренных соответствующей лицензией услуг, а также если предлагаемые условия договора не влекут убытков оператора. 3. Порядок организации перевозок почты и взаимоотношения операторов с предприятиями почтовой связи, также формы транспортных документов при перевозке почты, другие условия автомобильных перевозок почты устанавливаются “Правилами перевозок почты автомобильным транспортом”, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с Федеральным автотранспортным органом. Статья 66. Особенности организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении с участием автомобильного транспорта 1. К перевозкам грузов в прямом смешанном сообщении относятся перевозки груза, выполняемые различными видами транспорта по единому транспортному документу. 2. Взаимоотношения операторов при выполнении перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяются в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. Глава 11. ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПРИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ Статья 67. Понятие транспортной экспедиции при автомобильных перевозках грузов 1. К транспортной экспедиции при автомобильных перевозках грузов относится организация или выполнение оператором (экспедитором) от имени и за счет грузоотправителя или грузополучателя услуг, связанных с заключением и выполнением договора автомобильной перевозки груза. Экспедитор предоставляет свои услуги клиентам на основе договора автомобильной транспортной экспедиции. Статья 68. Договор автомобильной транспортной экспедиции 1. По договору транспортной экспедиции оператор обязуется за вознаграждение заключить от имени клиента (грузоотправителя или грузополучателя) договор автомобильной перевозки груза, а также выполнить обязанности, связанные с подготовкой и осуществлением этой перевозки. Договор автомобильной транспортной экспедиции заключается в письменной форме. 2. Клиент должен предоставить экспедитору все необходимые для исполнения его обязательств по договору документы и информацию, а также доверенность, если она необходима для выполнения обязанностей экспедитора. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неполнотой или недостаточностью представленной ему информации. 3. Если из договора автомобильной транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательств на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора. 4. Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора автомобильной транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора. 5. Условия выполнения договора автомобильной транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено действующими нормативными правовыми актами. Статья 69. Регулирование транспортной экспедиции при автомобильных перевозках грузов 1. Порядок осуществления транспортной экспедиции при автомобильных перевозках грузов определяется “Правилами транспортной экспедиции при автомобильных перевозках грузов”. “Правила транспортной экспедиции при автомобильных перевозках грузов” разрабатываются в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Законом о транспортно-экспедиционной деятельности Федеральным автотранспортным органом и утверждаются Правительством Российской Федерации. 2. Операторы, осуществляющие транспортную экспедицию при автомобильных перевозках грузов, вправе разрабатывать не противоречащие требованиям настоящего Закона, других правовых актов, действующих правил собственные правила, учитывающие специфику деятельности и характер услуг, предоставляемых данным оператором. Такие правила не должны ухудшать положения клиента или содержать условий ниже по уровню требований, чем установленные действующими правилами. Правила, разрабатываемые операторами, вводятся в действие после утверждения их автотранспортными органами соответствующего уровня. Порядок разработки и утверждения операторами собственных правил транспортной экспедиции, устанавливается Федеральным автотранспортным органом. Глава 12. АГЕНТИРОВАНИЕ ПРИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ Статья 70. Понятие агентирования при автомобильных перевозках грузов 1. К агентированию при автомобильных перевозках грузов относится деятельность, осуществляемая агентом в интересах, от имени и за счет оператора, осуществляющего в установленном порядке автомобильные перевозки грузов (клиента). Агентирование при автомобильных перевозках грузов осуществляется на основе агентского договора при автомобильных перевозках грузов. Статья 71. Агентский договор при автомобильных перевозках грузов 1. В соответствии с агентским договором при автомобильных перевозках грузов агент принимает на себя обязательство заключить договор автомобильной перевозки грузов от имени клиента или постоянно представлять интересы клиента при заключении автомобильных договоров перевозки грузов. Клиент обязуется оплатить предусмотренные договором услуги агента. 2. Агентский договор при автомобильных перевозках грузов заключается в письменной форме. 3. Клиент должен предоставить агенту все необходимые для исполнения его обязательств по договору документы и информацию, а также доверенность, если это необходимо. 4. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные агенту в связи с неполнотой или недостаточностью представленной ему информации. 5. Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора. 6. Условия выполнения договора определяются соглашением сторон, если иное не установлено действующими нормативными правовыми актами. Статья 72. Регулирование агентирования при автомобильных перевозках грузов 1. Порядок осуществления агентирования при автомобильных перевозках грузов определяется “Правилами агентирования при автомобильных перевозках грузов”. “Правила агентирования при автомобильных перевозках грузов” разрабатываются в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Законом о транспортно-экспедиционной деятельности Федеральным автотранспортным органом и утверждаются Правительством Российской Федерации. 2. Операторы, осуществляющие агентирование при автомобильных перевозках грузов, вправе разрабатывать не противоречащие требованиям настоящего Закона, других правовых актов, действующих правил собственные правила, учитывающие специфику деятельности и характер услуг, предоставляемых данным оператором. Такие правила не должны ухудшать положения клиента или содержать условий ниже по уровню требований, чем установленные действующими правилами. Правила, разрабатываемые операторами, вводятся в действие после утверждения их автотранспортными органами соответствующего уровня. Порядок разработки и утверждения операторами собственных правил агентирования устанавливается Федеральным автотранспортным органом. Глава 13. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 73. Введение в действие настоящего Закона 1. Ввести в действие настоящий Закон с ________ 2. Признать утратившими силу (перечень нормативных правовых актов, утрачивающих силу с введением в действие Закона) Иные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом. Статья 74. Порядок применения положений настоящего Закона Положения настоящего Закона применяются к гражданским правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие настоящего Закона, положения настоящего Закона применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.
Внимание! Документ не имеет юридической силы.
http://online.russiantransport.com/rus/docums/dsp/zakon_auto.html
|