СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

СКЛАД ЗАКРЫТ

#вируспруденция обнулила вообще всё!

 

Реклама на сайте                   

 

 

Проект N 360850-3

Федеральный закон РФ

О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними

 

Внесен Правительством

Российской Федерации

 

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 28.04.2004)

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Понятие государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними

 

1. Государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними (далее - государственная регистрация прав на воздушные суда) - юридический акт признания и подтверждения государством наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) права собственности и других вещных прав (далее - права) на подлежащие в соответствии со статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации государственной регистрации воздушные суда (далее - воздушные суда), а также сделок с этими воздушными судами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В порядке, установленном настоящим Федеральным законом, осуществляется государственная регистрация прав на воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, за исключением прав на воздушные суда государственной авиации, как она определена в статье 22 Воздушного кодекса Российской Федерации, оборотоспособность которых в установленном порядке ограничена и которые используются в некоммерческих целях.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на воздушное судно может быть оспорено только в судебном порядке.

2. Государственная регистрация прав на воздушные суда проводится по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на воздушное судно, ограничениях (обременениях) этих прав и сделках с воздушными судами в Едином государственном реестре прав на воздушные суда и сделок с ними (далее - Единый государственный реестр прав на воздушные суда).

3. Датой государственной регистрации прав на воздушное судно является день внесения соответствующих записей о правах на воздушное судно в Единый государственный реестр прав на воздушные суда.

4. Отказ либо уклонение органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на воздушные суда, от государственной регистрации прав на воздушные суда могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

 

Статья 2. Правовое регулирование государственной регистрации прав на воздушные суда

 

Отношения, связанные с государственной регистрацией прав на воздушные суда, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 3. Обязательность государственной регистрации прав на воздушные суда

 

1. Государственной регистрации подлежат права на воздушные суда, наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) этих прав, а также сделки с воздушными судами, если государственная регистрация таких сделок предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Обязательной государственной регистрации подлежат права на воздушные суда, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

 

Статья 4. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав на воздушные суда

 

Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на воздушные суда, являются собственники воздушных судов и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на воздушные суда, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на воздушные суда, - с другой.

 

Статья 5. Признание ранее возникших прав на воздушные суда

 

1. Права на воздушные суда, возникшие до введения в действие настоящего Федерального закона, и совершенные до этого момента сделки с ними признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

2. Право собственности на воздушное судно, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 6. Открытость сведений о государственной регистрации прав на воздушные суда

 

1. Сведения о государственной регистрация являются открытыми. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на воздушные суда, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на воздушные суда, любому лицу, предъявившему документ, удостоверяющий личность (юридическому лицу, предъявившему документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя), и заявление в письменной форме.

Выписки из Единого государственного реестра прав на воздушные суда должны содержать описание воздушного судна, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) этих прав. Форма выписок из Единого государственного реестра прав на воздушные суда устанавливается правилами ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда.

2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на воздушные суда, должен в течение пяти рабочих дней предоставить заявителю в письменной форме запрошенную информацию или мотивированный отказ в ее предоставлении. Такой отказ может быть обжалован обратившимся за информацией лицом в суд.

3. Сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на воздушное судно, а также выписки, содержащие сведения о переходе прав на воздушное судно, предоставляются в установленном настоящим Федеральным законом порядке только:

самим правообладателям;

физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя;

руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;

федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам;

органам по управлению государственным имуществом - в части, необходимой для осуществления их деятельности;

судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями;

лицам, имеющим право на наследование воздушного судна по завещанию или по закону;

Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

Использование указанных сведений в ущерб правам и законным интересам правообладателей влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Сведения о правах наследодателя на воздушное судно предоставляются также по запросу нотариуса в связи с открытием наследства.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на воздушные суда, обязан по запросу правообладателя предоставлять ему информацию о лицах, получивших сведения о воздушном судне, на которое он имеет права.

5. Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации, специально уполномоченный орган в области обороны, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, другие организации, имеющие сведения, необходимые для государственной регистрации прав на воздушные суда, обязаны в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента поступления к ним обращения, предоставлять такие сведения правообладателям и органу, осуществляющему государственную регистрацию прав на воздушные суда, бесплатно или за плату, размер которой устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Статья 7. Государственная пошлина за государственную регистрацию прав на воздушные суда

 

За государственную регистрацию прав на воздушные суда и предоставление информации о зарегистрированных правах взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Глава II. Орган государственной регистрации прав на воздушные суда

 

Статья 8. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на воздушные суда

 

1. Государственная регистрация прав на воздушные суда осуществляется органом (организацией), учреждаемым Правительством Российской Федерации.

Указанный государственный орган (организация), именуемый далее "орган государственной регистрации прав на воздушные суда", в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет государственную регистрацию прав на воздушные суда, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона, и принимает на учет бесхозяйные воздушные суда.

2. Орган государственной регистрации прав на воздушные суда осуществляет следующие полномочия:

проверка действительности документов, представленных на государственную регистрацию прав на воздушные суда (в том числе наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица, органа государственной власти или органа местного самоуправления);

правовая экспертиза документов (в том числе проверка законности сделок с воздушными судами);

проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав на воздушные суда;

государственная регистрация прав на воздушные суда;

выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на воздушные суда;

выдача информации о зарегистрированных правах на воздушные суда.

3. Устав (положение) органа государственной регистрации прав на воздушные суда, устанавливающий, в том числе, полномочия регистраторов, осуществляющих государственную регистрацию прав на воздушные суда (далее именуются регистраторы прав на воздушные суда), и других должностных лиц этого органа, порядок их назначения и освобождения от должности, а также квалификационные требования, предъявляемые к регистраторам прав на воздушные суда, меры их правовой и социальной защиты, утверждается Правительством Российской Федерации.

 

Статья 9. Федеральный орган исполнительной власти в области государственной регистрации прав на воздушные суда

 

Организационно-методическое руководство деятельностью органа государственной регистрации прав на воздушные суда и контроль за его работой осуществляет федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.

 

Глава III. Порядок государственной регистрации прав на воздушные суда

 

Статья 10. Единый государственный реестр прав на воздушные суда

 

1. Наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на воздушные суда и сделки с ними подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на воздушные суда.

Единый государственный реестр прав на воздушные суда является федеральным информационным ресурсом.

2. Единый государственный реестр прав на воздушные суда содержит информацию о существующих и прекращенных правах на воздушные суда, данные об указанных воздушных судах и сведения о правообладателях.

Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав на воздушные суда являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на воздушные суда, и книги учета документов.

Дело, содержащее правоустанавливающие документы, открывается на каждое воздушное судно. В дело помещаются все документы, поступающие для государственной регистрации прав на это воздушное судно.

Книги учета документов содержат данные о принятых на регистрацию документах на воздушные суда, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях, выданных свидетельствах о государственной регистрации прав на воздушные суда, выписках и справках из Единого государственного реестра прав на воздушные суда и об иных документах.

3. Единый государственный реестр прав на воздушные суда состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом воздушном судне, наличии, возникновении, переходе, прекращении, ограничении (обременении) прав на это воздушное судно, а также сделках с ним. Разделу присваивается идентификационной номер, соответствующий серийному заводскому номеру воздушного судна, присвоенному ему изготовителем.

Делу, содержащему правоустанавливающие документы, присваивается тот же номер, что и соответствующему разделу Единого государственного реестра прав на воздушные суда.

4. Каждый раздел Единого государственного реестра прав на воздушные суда состоит из трех подразделов.

В подразделе I содержится краткое описание каждого воздушного судна: вид (самолет, вертолет, аэростатическое воздушное судно и пр.), тип и назначение воздушного судна, иная необходимая информация.

В подраздел II вносятся записи о правах на воздушное судно, фамилия, имя, отчество (наименование) правообладателя, данные документа, удостоверяющего личность правообладателя - физического лица (реквизиты правообладателя - юридического лица), адрес, указанный правообладателем, вид права, размер доли в праве, наименования и реквизиты правоустанавливающих документов, иная необходимая информация, дата внесения записи, фамилия и инициалы регистратора прав и его подпись.

В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) прав на воздушное судно (ипотеке, доверительном управлении, аренде, аресте воздушного судна, заявлении о праве требования в отношении воздушного судна и других), дата внесения записи, фамилия и инициалы регистратора прав и его подпись. В записях об ограничениях (обременениях) прав указываются содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита для ипотеки (залога), сумма ренты при отчуждении воздушного судна, наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, время его действия, содержание сделок, совершенных под условием, стороны таких сделок, сроки и условия исполнения обязательств по сделкам, цены сделок, иная необходимая информация.

При получении органом государственной регистрации прав на воздушные суда заявления о государственной регистрации перехода прав на воздушные суда в графу "Особые отметки" Единого государственного реестра прав на воздушные суда вносится запись о данном заявлении, которая указывает на существование правопритязаний в отношении данных воздушных судов.

5. Каждая запись о праве, его ограничении (обременении) и сделке с воздушным судном имеет регистрационный номер, который присваивается при приеме документов на государственную регистрацию и соответствует входящему номеру принятых на регистрацию документов.

6. Единый государственный реестр прав на воздушные суда, в том числе дела и книги учета документов, имеют неограниченный срок хранения. Их уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускается.

7. Правила ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда, в том числе дел, содержащих правоустанавливающие документы, и книг учета документов (далее - правила ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда), утверждаются Правительством Российской Федерации.

8. Единый государственный реестр прав на воздушные суда ведется на бумажных и магнитных носителях информации.

При несоответствии записей на бумажном и магнитном носителях приоритет имеет запись на бумажном носителе информации.

При несоответствии записей в Едином государственном реестре прав на воздушные суда правоустанавливающему документу записи в Едином государственном реестре прав на воздушные суда считаются достоверными до внесения в них соответствующих исправлений.

Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на воздушные суда, не соответствующие правоустанавливающему документу, осуществляется в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона.

 

Статья 11. Порядок действий при проведении государственной регистрации прав на воздушные суда

 

1. Государственная регистрация прав на воздушные суда проводится в следующем порядке:

прием документов, необходимых для государственной регистрации прав на воздушные суда и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, внесение записей в книгу учета входящих документов с приложением документа об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда;

правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделок с воздушными судами;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на данное воздушное судно, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав на воздушные суда;

государственная регистрация прав на воздушные суда путем внесения записей в Единый государственный реестр прав на воздушные суда (при отсутствии оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав);

совершение специальных надписей на правоустанавливающих документах и выдача документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав на воздушные суда.

2. Государственная регистрация ограничения (обременения) прав на воздушное судно правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничения (обременения) прав на воздушное судно регистрируются не правообладателем, правообладатель (правообладатели) уведомляется органом государственной регистрации прав на воздушные суда о зарегистрированном ограничении (обременении) прав.

Государственная регистрация перехода права, его ограничения (обременения), сделки с воздушным судном возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данное воздушное судно в Едином государственном реестре прав на воздушные суда.

 

Статья 12. Удостоверение государственной регистрации прав на воздушные суда

 

1. Государственная регистрация возникновения и перехода прав на воздушное судно удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав на воздушное судно.

Государственная регистрация сделок, подлежащих государственной регистрации, удостоверяется специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки.

2. Форма свидетельства и специальной регистрационной надписи на документах устанавливается правилами ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда.

 

Статья 13. Сроки государственной регистрации прав на воздушные суда

 

Государственная регистрация прав на воздушные суда проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

 

Статья 14. Представление документов на государственную регистрацию прав на воздушные суда

 

1. Государственная регистрация прав на воздушные суда проводится на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.

Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, представитель юридического лица - учредительные документы юридического лица, выписку из единого государственного реестра юридических лиц, а также документ, удостоверяющий его личность, и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица.

Если права на воздушное судно возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации прав на воздушное судно подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

Если права на воздушное судно возникают на основании сделки, заявления о государственной регистрации подают все стороны сделки.

При уклонении одной из сторон от государственной регистрации прав на воздушное судно переход прав на данное воздушное судно регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав на данное воздушное судно, несет уклоняющаяся сторона.

2. К заявлению о государственной регистрации прав на воздушные суда прилагаются документы, необходимые для ее проведения, в том числе подтверждающие идентификацию воздушного судна, а также документ об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда.

3. Получение документов, представленных на государственную регистрацию прав на воздушные суда, подтверждается соответствующей записью в книге учета документов.

4. Заявителю выдается расписка, подтверждающая принятие документов на государственную регистрацию прав на воздушные суда, с перечнем принятых документов и указанием даты их принятия.

5. Сделка или право считаются зарегистрированными, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке, праве или его ограничении (обременении) в Единый государственный реестр прав на воздушные суда.

 

Статья 15. Основания для государственной регистрации прав на воздушные суда

 

1. Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на воздушные суда и сделок с ними являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации, действовавшим в месте издания таких актов на дату их издания;

документы, выражающие содержание сделок с воздушными судами, совершенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату их совершения;

акты (свидетельства) о приватизации воздушных судов, совершенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим в месте осуществления приватизации на дату ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные решения;

иные акты передачи прав на воздушные суда заявителю от прежнего правообладателя, принятые в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на дату ее совершения.

2. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в настоящем Федеральном законе, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 16 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

 

Статья 16. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав на воздушные суда

 

1. Документы, представляемые на государственную регистрацию прав на воздушные суда, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на воздушное судно, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на воздушные суда в Едином государственном реестре прав на воздушные суда.

Указанные документы должны содержать описание воздушных судов, достаточное для их идентификации, указывать вид регистрируемого права и в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

2. Документы, представляемые на государственную регистрацию прав на воздушные суда, должны быть написаны на русском языке либо иметь нотариально удостоверенный перевод на русский язык. Документы должны быть написаны разборчиво и содержать полные наименования юридических лиц с указанием мест их нахождения и полные (без сокращений) фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства физических лиц в соответствии с документом, удостоверяющим личность.

3. Не подлежат приему на государственную регистрацию прав на воздушные суда документы, написанные карандашом, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные, не оговоренные в них, исправления, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

4. Все документы, необходимые для государственной регистрации прав на воздушные суда (за исключением актов органов государственной власти и органов местного самоуправления), представляются в подлиннике и в копии. Подлинник после государственной регистрации возвращается правообладателю.

 

Статья 17. Основания для приостановления государственной регистрации прав на воздушные суда

 

1. Государственная регистрация прав на воздушные суда может быть приостановлена регистратором прав при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае направления запроса в суд о порядке исполнения судебного решения в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона. При этом регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.

В этом случае государственная регистрация прав на воздушные суда может быть приостановлена не более чем на один месяц, который не включается в срок, указанный в статье 13 настоящего Федерального закона. В этот срок заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации, подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.

Если в течение указанного срока причины, препятствующие государственной регистрации прав на воздушные суда, не будут устранены, регистратор прав обязан отказать в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

2. Государственная регистрация прав на воздушные суда может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании письменного заявления правообладателя, стороны (сторон) сделки или уполномоченного им (ими) на это лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности. В заявлении указываются основания и срок приостановления государственной регистрации. Подача заявления о приостановлении государственной регистрации прав прерывает течение срока, установленного статьей 13 настоящего Федерального закона. Срок, истекший до подачи указанного заявления, не засчитывается в новый срок.

Государственная регистрация прав на воздушные суда может быть приостановлена регистратором прав на срок не более одного месяца на основании заявления одной из сторон договора о возврате документов без проведения государственной регистрации, если другая сторона договора не обращалась с подобным заявлением. Если в течение установленного срока не будут устранены причины, препятствующие проведению государственной регистрации прав на воздушные суда, регистратор прав обязан отказать в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

3. Государственная регистрация прав на воздушные суда может быть приостановлена на основании определения или решения суда. О приостановлении государственной регистрации вносится соответствующая отметка в Единый государственный реестр прав на воздушные суда.

4. Регистратор прав обязан в день приостановления государственной регистрации прав на воздушные суда письменно уведомить заинтересованных лиц о приостановлении государственной регистрации, а также об основаниях ее приостановления.

 

Статья 18. Основания для отказа в государственной регистрации прав на воздушные суда. Прекращение государственной регистрации прав на воздушные суда

 

1. В государственной регистрации прав на воздушные суда может быть отказано в случае, если:

права на воздушные суда, о государственной регистрации которых просит заявитель, не являются правами, подлежащими государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

с заявлением о государственной регистрации прав на воздушные суда обратилось ненадлежащее лицо;

форма или содержание документов, представленных на государственную регистрацию прав на воздушные суда, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

акт органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о предоставлении прав на воздушные суда признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на дату его издания;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данное воздушное судно;

лицо, которое имеет права на воздушное судно, ограниченные (обремененные) определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

воздушное судно в соответствии со статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации не подлежит государственной регистрации;

правоустанавливающий документ о воздушном судне свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на воздушное судно;

правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на воздушное судно, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с воздушным судном;

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав на воздушные суда;

имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами.

2. Наличие судебного спора о правах на воздушное судно не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на это воздушное судно и сделок с ним.

3. При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав на воздушные суда заявителю в течение не более пяти рабочих дней по окончании срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется в письменной форме сообщение о причине отказа, а копия указанного сообщения помещается в дело, содержащее правоустанавливающие документы.

4. До момента внесения в Единый государственный реестр прав на воздушные суда записи о сделке, праве, ограничении (обременении) права или до момента принятия решения об отказе в государственной регистрации прав на воздушные суда рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации прав на воздушные суда и иных документов, представленных на государственную регистрацию, может быть прекращено на основании заявлений сторон договора. Регистратор прав обязан письменно уведомить заявителей о прекращении государственной регистрации прав на воздушные суда с указанием даты принятия такого решения.

5. При отказе в государственной регистрации прав на воздушные суда государственная пошлина не возвращается. При прекращении государственной регистрации прав на воздушные суда на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина суммы государственной пошлины.

Отказ в государственной регистрации прав на воздушные суда может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.

 

Статья 19. Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав на воздушные суда

 

1. Технические ошибки в записях, допущенные при государственной регистрации прав на воздушные суда, исправляются в трехдневный срок по решению регистратора прав после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица письменного заявления об ошибке в записях. Участники отношений в такой же срок в обязательном порядке письменно информируются органом государственной регистрации прав на воздушные суда об исправлении технической ошибки. Исправление технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав на воздушные суда, осуществляется в случае, если нет оснований считать, что такое исправление может причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи.

2. В случаях если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда.

 

Глава IV. Особенности государственной регистрации отдельных видов прав на воздушные суда

 

Статья 20. Государственная регистрация прав на воздушные суда, входящие в состав предприятия как имущественного комплекса

 

Если право на предприятие как имущественный комплекс, включающий в свой состав воздушные суда, зарегистрировано в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то эта регистрация является основанием для внесения записей о праве на каждое воздушное судно, входящее в состав данного предприятия, в Единый государственный реестр прав на воздушные суда.

 

Статья 21. Государственная регистрация права общей собственности на воздушное судно

 

1. При продаже доли в праве общей собственности на воздушное судно лицам, не являющимся участниками этой собственности, к заявлению о государственной регистрации прилагаются документы, подтверждающие факт извещения продавцом доли письменно остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю, с указанием цены и других условий продажи.

К заявлению о государственной регистрации могут прилагаться документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли, оформленные в органе государственной регистрации прав на воздушные суда или нотариально удостоверенные. В этом случае государственная регистрация доли в праве общей собственности на воздушное судно проводится независимо от срока, прошедшего с момента извещения продавцом доли остальных участников.

Если к заявлению о государственной регистрации не приложены документы, подтверждающие отказ остальных участников от покупки доли, регистратор прав обязан приостановить государственную регистрацию до истечения одного месяца со дня извещения продавцом доли остальных участников, если на день подачи заявления о государственной регистрации такой срок не истек.

Споры между участниками, возникшие при государственной регистрации права на долю в общей собственности на воздушное судно, подлежат разрешению в судебном порядке.

Настоящий пункт распространяется также на государственную регистрацию отчуждения доли по договору мены.

2. В случае обращения одного из участников общей долевой собственности с заявлением о государственной регистрации перераспределения долей в праве общей собственности на воздушное судно необходимым условием государственной регистрации прав на это воздушное судно является наличие письменного согласия других участников, чьи доли в праве общей собственности на это воздушное судно перераспределяются, если иное не предусмотрено законом или договором между указанными участниками долевой собственности.

3. Государственная регистрация возникновения, перехода и прекращения права общей совместной собственности на воздушное судно осуществляется на основании заявления одного из участников, если законодательством Российской Федерации либо соглашением между участниками не предусмотрено иное.

 

Статья 22. Государственная регистрация прав на воздушные суда, установленных решением суда

 

1. Права на воздушные суда, установленные вступившим в законную силу решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. Регистратор прав не вправе отказать в государственной регистрации прав на воздушные суда, установленных вступившим в силу решением суда.

Если решение суда не содержит сведений, которые регистратор прав обязан внести в Единый государственный реестр прав на воздушные суда, регистратор прав или правообладатель при наличии письменного заключения регистратора прав вправе запросить суд о порядке исполнения данного решения.

2. Если права на воздушное судно оспариваются в судебном порядке, регистратор прав делает запись о том, что в отношении данных прав заявлено право требования со стороны конкретного лица.

3. Копии вступивших в силу решений и определений судов в отношении прав на воздушные суда подлежат в трехдневный срок обязательному направлению судебными органами в орган государственной регистрации прав на воздушные суда.

Органы, наложившие арест на воздушное судно, обязаны в трехдневный срок направить в орган государственной регистрации прав на воздушные суда заверенную копию решения о наложении ареста, а при снятии - в тот же срок - копию решения о снятии ареста.

Государственная регистрация арестов воздушных судов проводится без оплаты.

Поступившая в орган государственной регистрации прав на воздушные суда копия решения (определения, постановления) о наложении ареста на воздушное судно является основанием для государственной регистрации ограничения права, которая проводится без заявления правообладателя. Орган государственной регистрации прав на воздушные суда не позднее пяти рабочих дней со дня государственной регистрации ограничения права обязан письменно уведомить правообладателя о проведении государственной регистрации воздушного судна с указанием основания для государственной регистрации ограничения права.

 

Статья 23. Государственная регистрация ипотеки воздушных судов

 

Ипотека воздушного судна подлежит государственной регистрации органом государственной регистрации прав на воздушные суда в Едином государственном реестре прав на воздушные суда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и иными федеральными законами.

 

Статья 24. Доверительное управление и опека, связанные с воздушными судами

 

Любые права на воздушное судно, связанные с распоряжением им на условиях доверительного управления или опеки, должны регистрироваться только на основании документов, определяющих такие отношения, в том числе на основании договоров или решения суда.

 

Глава V. Ответственность при государственной регистрации прав на воздушные суда

 

Статья 25. Ответственность при государственной регистрации прав на воздушные суда

 

1. Орган государственной регистрации прав на воздушные суда в соответствии с настоящим Федеральным законом несет ответственность за своевременность и точность записей о праве на воздушное судно и сделках с ним в Едином государственном реестре прав на воздушные суда, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на воздушное судно и сделках с ним, за необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственной регистрации прав, уклонение от государственной регистрации прав.

2. Лица, виновные в несвоевременном представлении информации, в представлении неполной или заведомо недостоверной информации о правах на воздушное судно и сделках с ним, зарегистрированных в установленном порядке, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Глава VI. Заключительные и переходные положения

 

Статья 26. О введении в действие настоящего Федерального закона

 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

2. До приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом действующие на территории Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.

3. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

4. По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

 

Президент

Российской Федерации

 

 

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними"

 

Обоснование необходимости разработки законопроекта

 

Проект Федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" (далее - законопроект) направлен на реализацию приоритетных задач по защите прав собственности, развитию ипотеки и гармонизации российского законодательства с нормами ВТО.

В соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 9 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации подлежащие государственной регистрации воздушные суда отнесены к недвижимым вещам, а права собственности и другие вещные права на них подлежат государственной регистрации. При этом согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на воздушные суда подлежит правовому регулированию отдельным законом.

Законопроект является необходимым правовым актом в части обеспечения авиационного лизинга. Важность принятия законопроекта отмечена в рекомендациях прошедших в октябре 2001 г. парламентских слушаний "Состояние отечественной авиации и авиационной промышленности и о мерах по их сохранению и развитию", в которых отмечено: "Для нормального функционирования лизинговых схем крайне необходим закон о государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".

 

Основные концептуальные положения законопроекта

 

В порядке, установленном законопроектом, осуществляется государственная регистрация прав на воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, за исключением прав на:

воздушные суда государственной авиации, как она определена в статье 22 Воздушного кодекса Российской Федерации, оборотоспособность которых в установленном порядке ограничена и используемые в некоммерческих целях;

воздушные суда, право собственности и иные вещные права и сделки с которыми зарегистрированы в иностранном государстве.

Государственной регистрации подлежат права собственности и иные вещные права на воздушные суда, наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) этих прав, а также сделки с воздушными судами, если государственная регистрация таких сделок предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация прав на воздушные суда осуществляется органом (организацией), учреждаемым Правительством Российской Федерации (далее - орган государственной регистрации прав на воздушные суда).

 

Предмет и цели законопроекта

 

Предметом регулирования законопроекта являются отношения в сфере государственной регистрации прав на подлежащие государственной регистрации воздушные суда и сделок с ними, в том числе порядок государственной регистрации прав на указанные объекты и основания отказа в регистрации.

Основными целями законопроекта являются:

создание эффективных механизмов государственного регулирования гражданского оборота воздушных судов, обеспечение легитимности залоговых, арендных, лизинговых и других сделок с воздушными судами;

повышение национальной безопасности за счет фиксации достоверных сведений о собственниках и пользователях воздушных судов;

создание условий для привлечения инвестиций в гражданскую авиацию путем снижения рисков на рынке недвижимости;

поэтапная реализация положений подписанного Российской Федерацией протокола по авиационному оборудованию к Конвенции ИКАО "О международных гарантиях в отношении подвижного оборудования".

 

Этапы реализации законопроекта

 

На первом этапе предусматриваются разработка правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и других нормативно-методических документов; создание органа государственной регистрации прав на воздушные суда; решение вопросов о его размещении и оборудовании; наем персонала и его обучение; формирование Единого государственного реестра прав на воздушные суда, в том числе дел правоустанавливающих документов и книг учета документов.

На втором этапе предусматривается проведение государственной регистрации прав и сделок с воздушными судами на бумажных носителях.

На третьем этапе предусматриваются разработка и внедрение компьютерных программ; создание базы данных; электронный обмен информацией и переход к международной регистрации прав на авиационное оборудование во исполнение подписанного Российской Федерацией протокола к Конвенции ИКАО "О международных гарантиях в отношении подвижного оборудования".

 

Прогноз социально-экономических последствий

 

Расчеты, приведенные в финансово-экономическом обосновании, показывают, что необходимая численность персонала органа государственной регистрации прав на воздушные суда составит 35 человек, а годовые затраты федерального бюджета на его содержание - 18 млн. руб. в год. При этом затраты федерального бюджета на создание органа государственной регистрации прав на воздушные суда частично либо полностью будут покрываться государственными пошлинами, взимаемыми за государственную регистрацию прав на воздушные суда и предоставление информации о зарегистрированных правах (степень покрытия определяется размером ставок государственных пошлин).

Реализация представленного законопроекта позволит обеспечить рост инвестиций в авиационную сферу, ускорит темпы изготовления новых воздушных судов, снизит число банкротств авиакомпаний, повысит число и надежность ипотечных и лизинговых сделок, позволит приступить к поэтапной реализации положений подписанного Российской Федерацией протокола по авиационному оборудованию к Конвенции ИКАО "О международных гарантиях в отношении подвижного оборудования".

Застопорившийся гражданский оборот воздушных судов - одна из причин экономического застоя на рынке воздушных перевозок. Кроме того, воздушные суда, представляя собой значительную ценность и в определенных случаях потенциальную угрозу, часто привлекают внимание организованных преступных группировок и террористических групп. Создание системы в существенной мере устранит эти факторы.

Экономия эксплуатационных расходов за счет снижения кредитных ставок на рынке авиационного финансирования составит, по прогнозным оценкам, 40 млн. руб. в год.

Важность целей и задач, решаемых законопроектом, экономия эксплуатационных расходов за счет снижения кредитных ставок на рынке авиационного финансирования и покрытие бюджетных затрат подтверждают прогноз благоприятных социально-экономических последствий реализации Закона.

 

Место законопроекта в системе действующего законодательства

 

В отсутствие данного законопроекта состояние нормативного регулирования в сфере гражданского оборота недвижимости нельзя признать удовлетворительным. Отсутствуют эффективный механизм государственного регулирования гражданского оборота воздушных судов, единые правила и методы государственной регистрации прав на воздушные суда. Принятие Закона устранит указанные пробелы правового регулирования.

По своей форме законопроект является новым актом, содержание которого соответствует общепринятым нормам и принципам международного права, федеральным законам и Конституции Российской Федерации в целом.

 

 

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними"

 

Проектом Федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" предусмотрено создание учреждаемого Правительством Российской Федерации органа (организации), осуществляющего государственную регистрацию прав на воздушные суда (далее именуется орган государственной регистрации прав на воздушные суда).

Орган государственной регистрации прав на воздушные суда создается за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.

В соответствии со статьей 7 законопроекта за государственную регистрацию прав на воздушные суда и предоставление информации о зарегистрированных правах взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Основой для расчета средств федерального бюджета, необходимых для создания органа государственной регистрации прав на воздушные суда, являются данные о числе воздушных судов, среднегодовом числе регистрационных операций, средней трудоемкости регистрационной операции и ставках взимаемых государственных пошлин.

Государственной регистрации подлежат 6500 гражданских воздушных судов и 500 государственных воздушных судов. Таким образом, в системе будут обслуживаться 7000 воздушных судов.

Расчет финансово-экономических показателей, произведенный на основе имеющихся статистических данных, прогнозных и экспертных оценок отдельных параметров, приведен в таблицах 1 - 6. При расчетах допускалось округление данных до 5%.

 

Таблица 1

 

Расчет среднегодового числа операций органа государственной регистрации прав на воздушные суда

 

+---+-------------------------------------------------+----------+

¦ N ¦        Наименование расчетного параметра        ¦ Значение ¦

¦п/п¦                                                 ¦          ¦

+---+-------------------------------------------------+----------+

 1.  Число воздушных судов                                7000

 2.  Среднегодовое число операций государственной          150

     регистрации прав при отчуждении воздушных судов

     (операций/год)

 3.  Среднегодовое число операций государственной          150

     регистрации прав при ипотеке воздушных судов

     (операций/год)

 4.  Среднегодовое число операций государственной          450

     регистрации прав при аренде воздушных судов

     (операций/год)

 5.  Среднегодовое число операций по выдаче информации     900

     о правах на воздушные суда (операций/год)

 6.  Среднегодовое число прочих операций                   300

     (операций/год)

 7.  Суммарное среднегодовое число приведенных            1950

     операций (операций/год)

 8.  Расчетное суммарное среднегодовое число               200

     приведенных операций с учетом их ежегодного

     роста (операций/год)

 9.  Средние трудозатраты органа государственной            24,5

     регистрации прав на воздушные суда на одну

     приведенную операцию (чел.-час/операция)

 10. Годовые трудозатраты органа государственной            49

     регистрации прав на воздушные суда

     (тыс. чел.-час/год)

 

Таблица 2

 

Расчет среднегодовой численности органа государственной регистрации прав на воздушные суда

 

+---+-------------------------------------------------+----------+

¦ N ¦        Наименование расчетного параметра        ¦ Значение ¦

¦п/п¦                                                 ¦          ¦

+---+-------------------------------------------------+----------+

  1. Годовые трудозатраты органа государственной           49

     регистрации прав на воздушные суда

     (тыс. чел.-час/год)

  2. Процент от суммарного рабочего времени,               30

     учитывающий время на командировки, повышение

     квалификации, учебу и прочие подобные затраты

     времени (%)

  3. Суммарное рабочее время органа государственной        70

     регистрации прав на воздушные суда

     (тыс. чел.-час/год)

  4. Располагаемый годовой фонд рабочего времени         2001

     на 1 работника (чел.-час/год)

  5. Необходимая численность органа государственной        35

     регистрации прав на воздушные суда (чел.)

 

Таблица 3

 

Расчет фонда заработной платы органа государственной регистрации прав на воздушные суда

 

+---+-------------------------------------------------+----------+

¦ N ¦        Наименование расчетного параметра        ¦ Значение ¦

¦п/п¦                                                 ¦          ¦

+---+-------------------------------------------------+----------+

  1. Среднегодовая численность персонала органа            35

     государственной регистрации прав на воздушные

     суда (чел.)

  2. Среднемесячная заработная плата одного работника       4

     (тыс. руб./чел.)

  3. Среднегодовой фонд заработной платы на одного         48

     работника (тыс. руб./чел)

  4. Годовой фонд заработной платы органа                1680

     государственной регистрации прав на воздушные

     суда (тыс. руб./год)

  5. Процент начислений на заработную плату (%)            35,8

  6. Расходы на заработную плату с начислениями             2,3

     (млн. руб./год)

 

Таблица 4

 

Расчет годовых расходов на создание органа государственной регистрации прав на воздушные суда

 

+---+-------------------------------------------------+----------+

¦ N ¦        Наименование расчетного параметра        ¦ Значение ¦

¦п/п¦                                                 ¦          ¦

+---+-------------------------------------------------+----------+

 1.  Расходы органа государственной регистрации прав      2,3

     на воздушные суда на заработную плату

     с начислениями (млн. руб./год)

 2.  Расходы на страхование рисков (млн. руб./год)        2

 3.  Командировочные расходы (млн. руб./год)              1

 4.  Расходы на привлечение сторонних экспертов           1,7

     (млн. руб./год)

 5.  Расходы на аренду помещения (млн. руб./год)          4

 6.  Расходы на компьютеризацию, программирование,        4

     оснащение оптико-волоконными сетями и другие

     подобные расходы

 7.  Канцелярские и прочие расходы (млн. руб./год)        1

 8.  Суммарные среднегодовые расходы органа              16

     государственной регистрации прав на воздушные

     суда (млн. руб./год)

 9.  Расходы на выполнение НИОКР (млн. руб./год)          2

 10. Суммарные среднегодовые расходы на создание         18

     органа государственной регистрации прав

     на воздушные суда (млн. руб./год)

 

Как видно из таблицы 4, годовые расходы на создание органа государственной регистрации прав на воздушные суда составят 18 млн. рублей в год.

 

Таблица 5

 

Расчет средств, поступающих в федеральный бюджет за счет взимания государственных пошлин

 

+---+-------------------------------------------------+----------+

¦ N ¦        Наименование расчетного параметра        ¦ Значение ¦

¦п/п¦                                                 ¦          ¦

+---+-------------------------------------------------+----------+

  1. Средний размер государственной пошлины на одну      1900

     приведенную операцию (руб.)

  2. Среднегодовое число приведенных операций            2000

  3. Среднегодовые доходы федерального бюджета              3,8

     от взимания государственных пошлин

     (млн. руб./год)

 

Таблица 6

 

Сводные финансово-экономические показатели

 

+---+-------------------------------------------------+----------+

¦ N ¦        Наименование расчетного параметра        ¦ Значение ¦

¦п/п¦                                                 ¦          ¦

+---+-------------------------------------------------+----------+

  1. Доходы федерального бюджета от взимания              3,8 <*>

     государственных пошлин за регистрацию прав и

     предоставление информации о зарегистрированных

     правах (млн. руб./год)

  2. Необходимая численность персонала органа            35

     государственной регистрации прав

     на воздушные суда (чел.)

  3. Среднегодовые расходы федерального бюджета          18

     на создание органа государственной регистрации

     прав на воздушные суда (млн. руб./год)

  4. Прогноз экономии эксплуатационных расходов          40

     за счет снижения кредитных ставок на рынке

     авиационного финансирования (млн. руб./год)

--------------------------------

<*> Доходы федерального бюджета приведены ориентировочно.

 

ВЫВОДЫ

 

Как видно из таблицы 6, необходимая численность персонала органа государственной регистрации прав на воздушные суда - 35 человек, а годовые затраты федерального бюджета на создание и развитие системы государственной регистрации прав на воздушные суда - 18 млн. рублей в год.

При этом затраты федерального бюджета на создание органа государственной регистрации прав на воздушные суда частично либо полностью будут покрываться государственными пошлинами, взимаемыми за государственную регистрацию прав на воздушные суда и предоставление информации о зарегистрированных правах (степень покрытия определяется размером ставок государственных пошлин).

Для реализации федеральной программы создания и развития органа государственной регистрации прав на воздушные суда могут привлекаться заемные средства в соответствии с межправительственными соглашениями Российской Федерации в рамках международной технической помощи и программы внешних заимствований, а также иные не запрещенные законом источники.

Экономия эксплуатационных расходов за счет снижения кредитных ставок на рынке авиационного финансирования составит, по прогнозным оценкам, 40 млн. руб./год.

Реализация представленного законопроекта позволит обеспечить рост инвестиций в авиационную сферу, ускорить темпы изготовления новых воздушных судов, снизить число банкротств авиакомпаний, повысить число и надежность ипотечных и лизинговых сделок и приступить к поэтапной реализации положений подписанного Российской Федерацией протокола по авиационному оборудованию к Конвенции ИКАО "О международных гарантиях в отношении подвижного оборудования".

 

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению в связи с принятием федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними"

 

Подлежит исключению пункт 10 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383).

 

Перечень правовых актов правительства Российской Федерации, предусмотренных проектом федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", а также необходимых для его исполнения

 

+--+----------------------+-----------+------------------------+---------+----------+

¦N ¦ Рабочее наименование ¦Обоснование¦Изложение предполагаемых¦Срок     ¦Сведения  ¦

¦  ¦проекта правового акта¦необходи-  ¦  правовых предписаний  ¦подготов-¦о головных¦

¦  ¦                      ¦мости под- ¦                        ¦ки <*>   ¦исполните-¦

¦  ¦                      ¦готовки    ¦                        ¦         ¦лях и со- ¦

¦  ¦                      ¦правового  ¦                        ¦         ¦исполни-  ¦

¦  ¦                      ¦акта       ¦                        ¦         ¦телях     ¦

+--+----------------------+-----------+------------------------+---------+----------+

 1. Постановление Прави-   Статья 9    Определение федерального 1 месяц   Минтранс

    тельства Российской    законо-     органа исполнительной              России

    Федерации "О мерах по  проекта     власти в области госу-             Минюст

    реализации Федераль-               дарственной регистрации            России

    ного закона "О госу-               прав на воздушные суда,            Минобороны

    дарственной регистра-              установление полномочий            России

    ции прав на воздушные              этого органа в указанной

    суда и сделок с ними"              области

 

 2. Постановление Прави-   Статья 8,   Устав (положение) об ор- 2 месяца  Минтранс

    тельства Российской    пункт 3     гане (организации) го-             России

    Федерации "Об утверж-  законо-     сударственной регистра-            Минюст

    дении устава (положе-  проекта     ции прав на воздушные              России

    ния) об органе (орга-              суда (далее именуется

    низации) государствен-             орган государственной

    ной регистрации прав               регистрации прав на

    на воздушные суда"                 воздушные суда) устана-

                                       вливает его задачи и

                                       функции, права, обязан-

                                       ности и ответственность

                                       регистраторов, осущест-

                                       вляющих государственную

                                       регистрацию прав на

                                       воздушные суда, и других

                                       должностных лиц органа,

                                       порядок назначения и

                                       освобождения от долж-

                                       ности, меры их правовой

                                       и социальной защиты,

                                       финансовое обеспечение и

                                       другие нормы деятельно-

                                       сти органа

 

 3. Постановление Прави-   Статья 6,   Правила ведения Единого  4 месяца  Минтранс

    тельства Российской    пункт 1,    государственного реестра           России

    Федерации "Об утверж-  статья 10,  прав на воздушные суда и           Минюст

    дении Правил ведения   пункт 5,    сделок с ними устанавли-           России

    Единого государствен-  статья 12,  вают структуру Единого

    ного реестра прав на   пункт 2     государственного реестра

    воздушные суда и       законо-     прав на воздушные суда,

    сделок с ними"         проекта     порядок и формы записей

                                       о правах на воздушное

                                       судно, ограничениях (об-

                                       ременениях) этих прав и

                                       сделках с воздушными су-

                                       дами в Едином государ-

                                       ственном реестре прав на

                                       воздушные суда, формы

                                       штампов и выписок из

                                       Единого государственного

                                       реестра и другие нормы

                                       его ведения

 

 4. Постановление Прави-   Статья 6,   Установление размеров    5 меся-   Минтранс

    тельства Российской    пункт 5     платы за предоставление  цев       России

    Федерации "Об уста-    законо-     сведений, необходимых              Минюст

    новлении платы за      проекта     для государственной ре-            России

    предоставление све-                гистрации прав на воз-             Минфин

    дений, необходимых                 душные суда                        России

    для государственной

    регистрации прав на

    воздушные суда"

 

 5. Постановление Прави-   Необходи-   Организационное, инфор-  5 меся-   Минтранс

    тельства Российской    мость       мационное, финансовое,   цев       России

    Федерации "Об утверж-  обеспече-   материально-техническое            Минюст

    дении федеральной      ния орга-   и кадровое обеспечение             России

    программы поэтапного   низации и   органа государственной             Минобороны

    развития органа госу-  поэтапного  регистрации прав на                России

    дарственной регистра-  развития    воздушные суда, этапы              Минфин

    ции прав на воздушные  органа го-  его развития, источники            России

    суда"                  сударст-    финансирования програм-

                           венной ре-  мы, создание системы

                           гистрации   электронного обмена

                           прав на     данных

                           воздушные

                           суда

 

--------------------------------

<*> В графе указывается число месяцев от даты официальной публикации Федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" до окончания подготовки правового акта.

 

 

Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 5 марта 2004 г. N 2.2-1/740

По проекту федерального закона N 360850-3 "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними"

 

(I чтение)

 

1. Из положений проекта, отражающих его концепцию, дополнительного обсуждения, по нашему мнению, требуют положения о признании ранее возникших прав на воздушные суда (статья 5 проекта) и об органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на воздушные суда (глава II проекта). С учетом того, что воздушные суда - особый вид недвижимого имущества, являющийся, кроме прочего, источником повышенной опасности, и регистрация прав на него долгое время законодательно не регулировалась, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос об обязательной регистрации уже существующих прав на воздушные суда. Аналогичная точка зрения была высказана и членами Научно-экспертного совета по гражданскому законодательству и смежным с ним отраслям при Председателе Государственной Думы (заключение N 2.2-12/625 от 14.10.03).

В отношении регистрирующего органа требует уточнения его статус, поскольку в статье 8 проекта лишь упоминается о том, что это организация, которая действует на основании положения либо устава. В данном случае уместно учесть нормы статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", который во многом воспринят проектом. Согласно указанной статье регистрирующий орган создается в форме учреждения, статус его конкретизируется в положении, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

2. Как уже отмечалось, проект воспроизводит многие положения Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", но в некоторые из них вносит существенные изменения. Так, в соответствии с частью 8 статьи 10 проекта при расхождении записей в реестре и правоустанавливающего документа достоверными считаются записи в реестре, в то время как названный Федеральный закон устанавливает приоритет правоустанавливающего документа. В данном случае представляется более правильной проектируемая норма, поскольку именно государственный реестр должен отвечать требованию о публичной достоверности. Указанное положение, на наш взгляд, должно быть распространено законодателем на все случаи несоответствия различных источников информации, и в первую очередь, связанные с имущественными правами.

В части содержания реестра проект предусматривает внесение записи о сделках, "совершенных под условием" (часть 4 статьи 10 проекта), в то время как вышеназванный Федеральный закон говорит о сделках "с отложенным исполнением" (пункт 6 статьи 12), т.е. о таких сделках, как, например, купля-продажа в кредит с рассрочкой платежа, аренда с выкупом. Данные сделки не могут рассматриваться как условные (статья 157 ГК РФ) и, следовательно, в отношении воздушных судов не будут регистрироваться в качестве обременения, что вряд ли целесообразно. Кроме того, полагаем необходимым включить в проект положение о регистрации любых сделок отчуждения воздушных судов (вероятно, в положение о подразделе II раздела реестра). Такое дополнение было внесено в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Федеральным законом от 09.06.03 N 69-ФЗ.

В целом текст законопроекта нуждается в редакционной, лингвостилистической, а также в юридико-технической доработке с учетом требований Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года, пункт 36). Соответствующие предложения будут представлены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.

 

Начальник Управления

Г.П.ИВЛИЕВ

 

 

Решение Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 1 апреля 2004 г. N 9(13)

О проекте федерального закона N 360850-3 "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними"

 

Рассмотрев проект Федерального закона N 360850-3 "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", внесенный Правительством РФ, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству решил:

1. Утвердить заключение Комитета Государственной Думы по законодательству на вышеназванный законопроект.

2. Рекомендовать Государственной Думе принять указанный законопроект.

3. Определить содокладчиком по указанному законопроекту депутата Государственной Думы П.В. Крашенинникова.

4. Направить настоящее решение с текстом законопроекта и всеми сопроводительными документами в Совет Государственной Думы для включения проекта в повестку дня пленарного заседания Государственной Думы.

 

Председатель Комитета

П.В.КРАШЕНИННИКОВ

 

Заключение на проект федерального закона N 360850-3 "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними"

 

Названным проектом Федерального закона предполагается урегулировать отношения в сфере государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, в том числе порядок осуществления государственной регистрации прав на воздушные суда и основания для отказа в такой регистрации.

В настоящее время на территории Российской Федерации, по существу, отсутствует государственная регистрация прав собственности на воздушные суда. Между тем Гражданским кодексом РФ (статьи 130 и 131) воздушные суда прямо отнесены к недвижимым вещам, права на которые подлежат государственной регистрации. Необходимость осуществления государственной регистрации прав собственности и других вещных прав на воздушные суда также предусмотрена статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Одновременно международными нормативными правовыми актами тоже предусматривается необходимость наличия регистрации права собственности на воздушное судно, с чем связано наступление соответствующих юридических последствий. К примеру, пунктом 3 статьи 2 Конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, участником которой является, в том числе, Российская Федерация, предусмотрено, что "зарегистрированный собственник воздушного судна считается эксплуатантом и как таковой несет ответственность, если только в процессе установления его ответственности он не докажет, что эксплуатантом является другое лицо...". Соответственно, отсутствие законодательного регулирования в сфере регистрации прав на воздушные суда приводит к значительным сложностям в осуществлении предпринимательской деятельности лицами, владеющими воздушными судами, в особенности во взаимоотношениях с их контрагентами.

Именно с учетом изложенного концепция законопроекта, направленная на урегулирование указанных отношений, не вызывает сомнений.

В то же время к законопроекту имеются замечания, которые, по мнению Комитета, необходимо учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Абзацем первым пункта 1 статьи 1 законопроекта устанавливается понятие государственной регистрации прав на воздушные суда через общее отсылочное положение к статье 33 Воздушного кодекса РФ, согласно которой государственной регистрации и учету (в смысле их инвентарного (технического) учета) подлежат гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда, экспериментальные воздушные суда, т.е. любые воздушные суда. При этом вторым абзацем пункта 1 статьи 1 законопроекта исключается необходимость осуществления государственной регистрации прав на государственные воздушные суда, которые используются в некоммерческих целях. К государственной авиации, как это определено в статье 22 Воздушного кодекса РФ, относится авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, таможенной и другой государственной службы. Установление же порядка использования государственной авиации в коммерческих целях названной статьей Воздушного кодекса РФ отнесено к компетенции Правительства РФ. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1999 года N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные, по существу, без каких-либо существенных ограничений разрешено использование данной авиации для нерегулярных коммерческих перевозок пассажиров и нерегулярных перевозок грузов. Экспериментальные воздушные суда также разрешено использовать для коммерческих перевозок грузов.

С учетом изложенного неясно, каким органом, в каком порядке и в каких случаях будет устанавливаться необходимость осуществления государственной регистрации прав на государственные и экспериментальные воздушные суда, используемые в коммерческих целях. Особо следует обратить внимание, что законопроект не предусматривает установление исключений в регистрации прав для экспериментальной авиации даже для случаев ее использования только в некоммерческих целях. При этом необходимо иметь в виду, что к экспериментальной относится авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ (статья 23 Воздушного кодекса РФ).

Дополнительно необходимо обратить внимание, что прилагаемый к законопроекту перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению в связи с принятием рассматриваемого законопроекта, за исключением указания на необходимость внесения изменений в пункт 10 статьи 33 Воздушного кодекса РФ, не предусматривает необходимости внесения изменений в иные акты федерального законодательства. По мнению же Комитета, принятие законопроекта потребует внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Закон РФ "О государственной пошлине".

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, к которым, согласно статье 130 названного Кодекса, отнесены и воздушные суда, подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Пунктом 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ предусмотрено установление порядка государственной регистрации прав и оснований для ее отказа законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ" принятие специальных законов о регистрации прав для отдельных недвижимых вещей не предусмотрено. При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации. Поэтому содержащееся в пункте 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указание на необходимость принятия специального закона, регулирующего отношения в сфере государственной регистрации прав на воздушные суда, не корреспондирует с вышеназванными положениями Гражданского кодекса РФ.

Также следует иметь в виду, что Закон РФ "О государственной пошлине" не предусматривает взимание соответствующей платы за государственную регистрацию прав на воздушные суда и сделок с ними. Между тем статья 7 законопроекта предусматривает взимание указанной государственной пошлины.

Дополнительного обсуждения требует вопрос, связанный с согласованием положений статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статьи 20 законопроекта, которые соответственно регулируют вопросы государственной регистрации прав на предприятие как имущественный комплекс и государственной регистрации прав на воздушные суда, входящие в состав предприятия как имущественного комплекса. В соответствии со статьей 132 Гражданского кодекса РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества. Согласно статье 22 названного Федерального закона любые объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия как имущественного комплекса, их ограничения (обременения), сделки с данными объектами недвижимого имущества подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав недвижимого имущества и сделок с ним по месту нахождения данных объектов. Т.е., с одной стороны, данным Федеральным законом устанавливается необходимость регистрации прав на каждый объект недвижимого имущества, входящий в состав предприятия как имущественного комплекса, с другой стороны, этот Федеральный закон не регулирует отношения, возникающие при государственной регистрации прав на воздушные суда. В то же время статьей 20 законопроекта предусматривается установить, что регистрация (в учреждении юстиции по регистрации прав) прав на такое предприятие, включающее в свой состав воздушные суда, является основанием для внесения записи о праве на воздушное судно в Единый государственный реестр прав на воздушные суда. Совершенно очевидно, что принятие в предлагаемой редакции указанной статьи законопроекта не решает вопрос, связанный с порядком осуществления регистрации прав на предприятие как имущественный комплекс, включающее в свой состав воздушные суда, и приведет к невозможности регистрации прав на такие суда в Едином государственном реестре прав на воздушные суда.

К законопроекту имеются и иные незначительные замечания, которые могут быть устранены при подготовке законопроекта к второму чтению.

С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять внесенный Правительством РФ проект Федерального закона N 360850-3 "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок ними" с учетом необходимости его последующей доработки.

 

Председатель Комитета П.В.КРАШЕНИННИКОВ

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования