|
Федеральный закон РФ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"
Внесен депутатом Государственной Думы В.В. Похмелкиным
Статья 1. Дополнить Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721) статьей 14.1 следующего содержания:
"Статья 14.1. Особые государственные регистрационные знаки. Специальные сигналы 1. Установка и использование на транспортных средствах особых государственных регистрационных знаков не допускается. 2. Специальными сигналами (проблесковыми маячками синего или синего и красного цветов и специальными звуковыми сигналами) могут быть оборудованы только транспортные средства: а) оперативных служб при наличии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих транспортных средств; б) оперативного назначения МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФАПСИ, ФСО России и иных государственных органов, наделенных полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия; в) специального назначения, в которых следуют должностные лица, являющиеся объектами государственной охраны, иностранные делегации, государственные и политические деятели при приеме в России на высшем и высоком уровне в соответствии с международными договорами, соглашениями, действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также иностранные послы по случаю вручения ими верительных грамот Президенту Российской Федерации. 3. Перечень оперативных служб и государственных органов, транспортные средства которых могут быть оборудованы специальными сигналами, а также порядок их установки и использования определяются Правительством Российской Федерации".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 3. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"
Источником постоянного недовольства и серьезного напряжения в обществе является вопрос об использовании на транспортных средствах большого количества должностных лиц органов государственной власти и ряда организаций особых государственных регистрационных знаков и специальных световых и звуковых сигналов. Перечень таких лиц определен Постановлением Правительства РФ "Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков" от 4 января 2000 г. N 2 (в редакции Постановления Правительства РФ от 23 января 2002 года N 35). Особые государственные регистрационные знаки, то есть номера, на которых вместо кода региона и надписи "RUS" размещено большое изображение Государственного флага РФ, выполняют в нашей стране роль символа принадлежности к привилегированной касте российской номенклатуры. Формально не давая преимуществ перед другими участниками дорожного движения, фактически они служат индульгенцией на случай нарушения водителем автомобиля с такими номерами Правил дорожного движения. Каждый сотрудник ГАИ знает, что машины с флагом на номере остановке и досмотру не подлежат. Количество же таких автомобилей давно перевалило за тысячу. Для усиления производимого на граждан страны эффекта 650 автомобилей депутатов и чиновников, кроме спецномеров, оборудуются еще и спецсигналами (проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами), дающими в соответствии с правилами дорожного движения преимущества перед другими участниками дорожного движения. Нередки случаи и маскировки "под власть", когда спецсигналы получают (покупают), например, крупные бизнесмены и криминальные авторитеты. Для сравнения: в самое застойное время на все республики, а не только РСФСР, было 124 машины со спецсигналами. Можно смело утверждать, что такого количества машин с "мигалками", как в России, нет ни в одной стране мира. Во многих странах спецсигналами не оборудуются автомобили даже самых высокопоставленных должностных лиц государства. Например, нет "мигалок" ни у президента США, ни у английской королевы. В результате особенностей национального подхода и к этому вопросу по улицам наших городов и дорогам страны носятся, игнорируя правила дорожного движения, порождая пробки и создавая аварийные ситуации, сотни автомобилей со спецномерами и "мигалками". Очевидно, что пора вернуться к первоначальному предназначению спецсигналов и перестать относиться к ним как к атрибутам номенклатурного благополучия. Столь же очевидно, что сделать это в тиши правительственных кабинетов невозможно. В связи с этим предлагается урегулировать эту проблему на уровне закона и дополнить Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" новой статьей: "Особые государственные регистрационные знаки. Специальные сигналы". Прежде всего в проекте предлагается полностью исключить возможность установки и использования на транспортных средствах особых государственных регистрационных знаков. Кроме того, в проекте приводится перечень транспортных средств, которые могут быть оборудованы спецсигналами. К числу таких автомобилей прежде всего отнесены машины оперативных служб (скорой помощи, противопожарной охраны, милиции, аварийно-спасательных служб и т.п.) при наличии специальных цветографических схем на их наружных поверхностях. Во вторую группу попали оперативные автомобили МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФАПСИ и иных спецслужб и правоохранительных органов, при условии наличия у них полномочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия. За Правительством РФ останется утверждение перечня оперативных служб и государственных органов, транспортные средства которых могут быть оборудованы спецсигналами, а также определение порядка их установки и использования. Что касается номенклатурных автомобилей, то в проекте предлагается сохранить спецсигналы только на автомобилях специального назначения, в которых следуют должностные лица, являющиеся объектами государственной охраны, иностранные делегации, государственные и политические деятели при приеме в России на высшем и высоком уровне в соответствии с международными договорами, соглашениями, действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также иностранные послы по случаю вручения верительных грамот Президенту Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом "О государственной охране" к числу российских должностных лиц, подлежащих государственной охране, отнесены Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, Председатель Совета Федерации РФ, Председатель Государственной Думы РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ. Принятие и реализация предложенного проекта Федерального закона не потребует дополнительных бюджетных затрат, но позволят серьезно оздоровить ситуацию как на дорогах страны, так и в обществе в целом.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 17 января 2003 г. N 2.2-1/6658 по проекту Федерального закона N 268543-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"(1 чтение)
Соответствие законопроекта федеральным законам и основным отраслевым законодательным актам 1. Данным проектом (статья 1) предлагается дополнить Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон) новой статьей 14.1 "Особые государственные регистрационные знаки. Специальные сигналы", в соответствии с которой не допускаются установка и использование на транспортных средствах особых государственных регистрационных знаков (пункт 1). Кроме того, в этой статье (пункт 2) предусматривается возможность оборудования соответствующими специальными сигналами только транспортных средств оперативных служб и транспортных средств оперативного и специального назначения. В свою очередь, указанное означает, что водители таких транспортных средств имеют определенные преимущества перед другими участниками дорожного движения. В этой связи необходимо отметить, что установление порядка дорожного движения на территории Российской Федерации относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 22 Закона единый порядок дорожного движения устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Так, в разделе 3 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93 N 1090 с последующими изменениями и дополнениями, содержатся нормы, касающиеся применения соответствующих специальных сигналов (проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов). Кроме того, рассматриваемые проектом вопросы регулируются также и другими актами (например Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.01.02 N 35 "Об особых государственных регистрационных знаках и специальных сигналах, используемых на транспортных средствах" и от 04.01.02 N 2, с последующими изменениями и дополнениями, "Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков" и ГОСТом Р 50574-93 "Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования"). Полагаем также, что рассматриваемые проектом вопросы должны быть проанализированы и с точки зрения Федерального закона "О техническом регулировании" (см. статьи 6 и 8), который вступит в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования. Согласно этому Закону должны приниматься технические регламенты, в частности в целях защиты жизни, здоровья граждан и имущества, на что, исходя из содержания пояснительной записки, также направлен данный законопроект. 2. С юридико-технической точки зрения текст проекта нуждается в уточнении. Так, например, из проектируемой статьи 14.1 Закона (подпункт "а" пункта 2) неясно, какие именно службы понимаются под "оперативными службами" и какие транспортные средства упомянутых в проекте органов могут быть отнесены к транспортным средствам "оперативного назначения" (подпункт "б" пункта 2). Кроме того, в проекте (подпункт "б" пункта 2 проектируемой статьи 14.1 Закона) приведены сокращенные наименования ряда федеральных органов исполнительной власти, что не соответствует законодательной технике. 3. Статья 3 проекта является излишней, поскольку нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (часть 3 статьи 115 Конституции Российской Федерации) не должны противоречить федеральным законам, что, следовательно, обуславливает необходимость приведения этих актов в соответствие с принятыми Федеральными законами.
Заместитель Начальника Управления М.В.ДЕМЕНКОВ
Официальный отзыв Правительства РФ от 5 марта 2003 г. N 1355п-П4 на проект Федерального закона N 268543-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект Федерального закона. проектом предполагается дополнить Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" статьей 14.1, запрещающей использование на транспортных средствах особых государственных регистрационных знаков и предусматривающей возможность установки специальных сигналов только на транспортных средствах оперативных служб, оперативного и специального назначения. По существу предлагаемых дополнений необходимо отметить следующее. Проект не в полной мере согласуется с законодательством Российской Федерации. Так, Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрено, что "служебный автотранспорт, предоставляемый члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, либо личный автотранспорт, используемый ими для осуществления своих полномочий, оборудуется особыми государственными регистрационными знаками". Однако из представленных документов следует, что принятие проекта Федерального закона не потребует внесения изменений и дополнений в другие федеральные законы. Как следует из пояснительной записки к проекту, установление запрета на установку и использование особых государственных регистрационных знаков, под которыми понимаются государственные регистрационные знаки, на которых вместо кода региона и надписи "RUS" размещено изображение Государственного флага Российской Федерации, необходимо для оздоровления ситуации на дорогах страны и в обществе в целом. На наш взгляд, указанная проблема не может быть решена установлением только запрета на установку и использование особых государственных регистрационных знаков, поскольку статус такого знака может быть придан и иному типу государственных регистрационных знаков, разрешенных к использованию на территории Российской Федерации. Кроме того, проект содержит ряд неточностей юридико-технического характера. Наименование статьи законопроекта не в полной мере соответствует ее содержанию. Судя по наименованию проекта статьи 14.1, которой предусматривается дополнить Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", в ней должны содержаться основные положения, касающиеся особых государственных регистрационных знаков и специальных сигналов, однако предусматривается лишь запрет на использование особых государственных регистрационных знаков и определяются в общем виде транспортные средства, которые могут быть оборудованы специальными сигналами. Применяются термины "специальные цветографические схемы", "транспортные средства оперативных служб", "транспортные средства оперативного назначения", "транспортные средства специального назначения", определение которых отсутствует в статье 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает указанный проект Федерального закона.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.ХРИСТЕНКО
Заключение Президента Российской Федерации от 19 мая 2003 г. N Пр-873 на проект Федерального закона N 268543-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"
проектом Федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" (далее именуется проект), принятым Государственной Думой в первом чтении 11 апреля 2003 г., предлагается дополнить Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" нормами, в соответствии с которыми запрещаются установка и использование на транспортных средствах особых государственных регистрационных знаков, а также сокращается перечень транспортных средств, которые оборудованы специальными сигналами. Как следует из пояснительной записки, проект направлен на совершенствование порядка дорожного движения. Однако согласно статье 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установление единого порядка дорожного движения на всей территории Российской Федерации отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации. В настоящее время порядок выдачи особых государственных регистрационных знаков и специальных сигналов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 января 2002 г. N 2 "Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков", а порядок их использования - Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения". Таким образом, проектом ограничиваются полномочия Правительства Российской Федерации, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", а также Федеральным законом "О безопасности дорожного движения". С учетом изложенного считаю нецелесообразным дальнейшее рассмотрение проекта Федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения".
В.Путин
Заключение Комитета Государственной Думы по безопасности по безопасности от 28 октября 2004 г. N 22/4 на проект Федерального закона N 268543-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"
Комитет Государственной Думы по безопасности рассмотрел проект Федерального закона N 268543-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", внесенный депутатом Государственной Думы В.В. Похмелкиным и принятый Государственной Думой в первом чтении 11 апреля 2003 года (Постановление Государственной Думы N 3883-III). Законопроект предусматривает дополнение Федерального закона "О безопасности дорожного движения" статьей, определяющей принципы установки и использования на транспортных средствах особых государственных регистрационных знаков и специальных сигналов. Предлагается запретить установку и использование на транспортных средствах особых государственных знаков, а также сократить перечень транспортных средств, которые могут быть оборудованы специальными сигналами. Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на оздоровление ситуации на дорогах страны и в обществе в целом. Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект и считает, в частности, что запрет на установку и использование особых государственных регистрационных знаков не обеспечит достижение декларируемой цели. Президент Российской Федерации считает нецелесообразным дальнейшее рассмотрение законопроекта в связи с тем, что он ограничивает полномочия Правительства Российской Федерации, к компетенции которого Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" (ст. 22) отнесено установление порядка дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации также указывает на данный недостаток законопроекта, который носит концептуальный характер. Правовое управление Аппарата Государственной Думы в заключение по проекту Федерального закона, подготовленного к первому чтению, обращает внимание на то, что в разделе 3 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93 N 1090 с последующими изменениями и дополнениями, содержатся нормы, касающиеся применения соответствующих специальных сигналов (проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов). Кроме того, рассматриваемые проектом вопросы регулируются также и другими актами (например Постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.09.04 N 482 "Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков", от 22.01.02 N 35 "Об особых государственных регистрационных знаках и специальных сигналах, используемых на транспортных средствах" и ГОСТом Р 50574-93 "Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования"). С учетом изложенного Комитет по безопасности считает подготовку законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении нецелесообразной и рекомендует Государственной Думе в соответствии с ч. 9 статьи 121 Регламента Государственной Думы отклонить указанный проект Федерального закона.
Председатель Комитета В.А.Васильев
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 ноября 2004 г. N 1218-IV ГД О проекте Федерального закона N 268543-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Отклонить проект Федерального закона N 268543-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", принятый Государственной Думой в первом чтении (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 3883-III ГД "О проекте Федерального закона N 268543-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"). 2. Направить настоящее Постановление депутату Государственной Думы В.В. Похмелкину. 3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.ГРЫЗЛОВ
|